Дело N2а-2123/2019
г. Краснодар |
30.01.2020 |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Карасовой Н.Х, Иванова А.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО6 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям "адрес", заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства "адрес" о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям "адрес" (Департамент), просил признать незаконным отказ в согласовании схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N N ГУ-исх-3058/19 от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент согласовать схему расположения земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" N. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским советом принято решение N N, в соответствии с которым административному истцу было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу в целях индивидуального дачного строительства земельного участка, расположенного по вышеназванному адресу. До ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 не разработал проект землеустройства. В этой связи административный истец обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, в чем Департаментом было отказано со ссылкой на положения пункта 1 статьи 2 Закона "адрес" "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", Приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Такое решение уполномоченного органа ФИО6 считает незаконным, нарушающим его права и охраняемые интересы, в связи с чем просил об удовлетворении административного иска. Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано. В кассационной жалобе ФИО6 просит об отмене решений судов обеих инстанций, как незаконных, постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда. В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Такие основания для отмены постановленных судами решений имеются. Разрешая спор, районный суд, и с ним согласилась судебная коллегия, руководствовались положениями Приказа Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний "адрес" и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 43800), которым установлены особые условия использования территории указанного достопримечательного места, и пришли к выводу об обоснованности оспариваемого отказа. С выводами судов согласиться нельзя. Статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд. Порядок, сроки рассмотрения, юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению по административным делам данной категории, определены положениями статьи 226 КАС РФ. В частности, при рассмотрении дел указанной категории суд выясняет, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ). Указанные требования закона судами не выполнены, что является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену постановленных решений. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ) 1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. 2.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя. 3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и "адрес", Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 1.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ). До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (пункт 2.1 статьи 12.1 ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ).
Вопросы предоставления земельных участков, в том числе в аренду, включая и случаи дооформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу ФКЗ-6 от ДД.ММ.ГГГГ, регулируются положениями Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" N 46-ЗС. Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления "адрес" принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству. Согласно пункту 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статей, является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка изложены в статье 2 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
Согласно указанному законоположению наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти "адрес", уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности "адрес" (далее уполномоченный орган), по одному из следующих оснований: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану "адрес", утвержденному решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития "адрес" до 2025", иной градостроительной документации, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами "адрес", в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, завершение оформления прав на который предусмотрено статьей 12 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес""; 3) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, права на который возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03. 2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), вне зависимости от наличия сведений о границах такого земельного участка в
государственном кадастре недвижимости; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 5) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 6) отсутствие документов, предусмотренных федеральным законодательством, подтверждающих полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке либо об утверждении схемы расположения земельного участка, полномочия лиц, давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, а также полномочия собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках; 7) отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским советом принято решение N, в соответствии с которым административному истцу в целях индивидуального дачного строительства было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного по вышеназванному адресу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям "адрес" с заявлением об утверждении схемы расположения названного участка на кадастровом плане территории для получения его на праве аренды для ведения садоводства. Решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу со ссылкой на положения пункта 1 статьи 2 Закона "адрес" "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", Приказа Минкульта России от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. При этом в решении уполномоченного органа указано на то, что "вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствует функциональной зоне Генплана "адрес" 2005 года... В соответствии с Генеральным планом "адрес", утвержденного решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой дачно-рекреационной зоне". В пункте 5 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено понятие функциональных зон, как зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. В чем выражается несоответствие заявленной цели использования земельного участка "садоводство" проектируемой дачно-рекреационной зоне и каким образом данное несоответствие (если таковое имеет место) препятствует предоставлению испрошенного участка уполномоченным органом не указано.
Как уже отмечено, основанием для отказа в предоставлении земельного участка явились и особые условия использования территории достопримечательного места (режим Р-1-2, участок П-13), установленные Приказом Минкульта России от ДД.ММ.ГГГГ N 1864 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний "адрес" и крепости Чембало и Каламита". Между тем, указанным Приказом установлены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний "адрес" и крепости Чембало и Каламита". Вопросы предоставления земельных участков, находящихся на территории объекта культурного наследия или в сопредельных с ним местах данный приказ не регулирует. Пунктом 2.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-РДЗ, предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка либо вынесение письменного мотивированного отказа в предоставлении государственной услуги.
Названное требование Административного регламента Департаментом не выполнено, поскольку заявление административного истца по предоставлению испрошенной государственной услуги на соответствие правовым основаниями, указанным в пункте 2.5 Административного регламента, а именно: Земельному кодексу Российской Федерации (пункту 16 статьи 11.10), Закону "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" N 46-ЗС (части 6 статьи 12), Закону "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" N-ЗС (статьи 2) не проверялось. Иное из содержания оспариваемого отказа не следует. Данное обстоятельствами судами во внимание не принято, в связи с чем решения судов обеих инстанции подлежат отмене, административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В ходе нового рассмотрения дела суду надлежит учесть изложенное и постановить по делу законное и обоснованное решение в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения и при соблюдении норм процессуального права, регламентирующих порядок рассмотрения административных дел соответствующей категории.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд "адрес" в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи:
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело N2а-2123/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
/резолютивная часть/
г. Краснодар 30.01.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Карасовой Н.Х, Иванова А.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО6 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям "адрес", заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства "адрес" о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд "адрес" в ином составе судей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.