N 3а-510/2019
N 88а-6113/2020
г. Краснодар |
17 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 октября 2019 года по административному исковому заявлению Михайловского В.В, Михайловской Н.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, департаменту имущественных отношений Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
Михайловский В.В, Михайловская Н.И. обратились в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 12 933 кв. м, вид разрешенного использования - для строительства и экслуатации торгового центра, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок) равной его рыночной стоимости в размере 27 980 000 рублей.
В обоснование своих требований заявители указали, что согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра" по Краснодарскому краю кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 44 519 912 рублей 55 копеек. Вместе с тем из отчета о рыночной стоимости земельного участка от 30 января 2019 года N, выполненного ФИО, следует, что рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 27 980 000 рублей. Административные истцы считают, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости указанного земельного участка являются неверными и нарушают их права, поскольку завышенная кадастровая стоимость земельного участка ведет к необоснованному увеличению размера налога на землю.
Решением Краснодарского краевого суда от 17 июня 2019 года административный иск удовлетворен. Кадастровая стоимость указанного объекта определена в размере его рыночной стоимости, равной 31 828 113 рублей. Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на период с 30 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка предписано считать 1 февраля 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по администартивным делам Краснодарского краевого суда от 8 октября 2019 года решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 10 февраля 2020 года, администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края (далее - администрация) ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 17 июня 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 октября 2019 года. Указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка нарушит интересы муниципального образования, повлечет снижение поступлений денежных средств от уплачиваемого администратвиными истцами земельного налога в бюджет Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Суд, разрешая заявленные требования, не учёл, что администрация возражала против удовлетворения административного иска.
Определением судьи от 17 февраля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть вторая).
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть в частности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками спорного земельного участка, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 30 января 2019 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 44 519 912 рублей 55 копеек.
В обоснование заявленных требований административными истцами представлен отчет ФИО об оценке рыночной стоимости земельного участка от 30 января 2019 года N, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года составляет 27 980 000 рублей.
В связи с тем, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка вызывал сомнения в достовернности установленной рыночной стоимости, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости проведения по делу судебной экспертизы. На основании определения Краснодарского краевого суда от 4 марта 2019 года проведение экспертизы поручено "данные изъяты"
Согласно заключению эксперта от 24 марта 2019 года N, рыночная стоимость спорного земельного участка на дату определения кадастровой стоимости (1 января 2016 года) составляет 35 528 891 рубль.
Из заключения специалиста "данные изъяты" N следует, что определение стоимости спорного земельного участка проведено ненадлежащим лицом, с существенными методическими и методологическими ошибками, повлиявшими на конечный результат.
На основании определения Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2019 года по административному делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам "данные изъяты".
В соответствии с заключением эксперта от 27 мая 2019 года N рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 31 828 113 рублей.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение повторной судебной экспертизы и установилкадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной. Суд исходил из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Закона N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Доводы кассационной жалобы о том, что уменьшение кадастровой стоимости повлечет изменение налоговой базы и уменьшение налоговых исчислений в бюджет Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку административными истцами в соответствии с положениями статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Утверждения кассационной жалобы о том, что суд, разрешая требования Михайловского В.В. и Михайловской Н.И, не учёл, что администрация возражала против удовлетворения административного иска, являются несостоятельными.
Из решения Краснодарского краевого суда от 17 июня 2019 года видно, что представитель администрации Салихова А.В. в судебном заседании при рассмотрении адмнистративного дела по существу возражала против удовлетворения заявленных требований. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления (т. 2, л. д. 64).
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
Приведенные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 КАС РФ основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.