N 3а-662/2019
N 88а-6052/2019
г. Краснодар |
17 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Европа Девелопмент" к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
ООО "Европа Девелопмент" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником данных земельных участков, уплачивает имущественный налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению имущественного налога.
Решением Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года административный иск удовлетворен частично. В отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена кадастровая стоимость в размере его рыночной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 32 888 080 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 264 050 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 10 601 540 рублей на период с 1 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости всех земельных участков указано считать 26 декабря 2018 года. Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости всех земельных участков. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения. С ООО "Европа Девелопмент" в пользу "данные изъяты" взыскано 150 000 рублей судебных расходов в счет оплаты судебной экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 года решение Краснодарского краевого суда от 31 мая 2019 года изменено в части установления рыночной стоимости спорных земельных участков. В отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена кадастровая стоимость - 21 780 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 8 210 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 7 730 000 рублей на период с 1 февраля 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. С ООО "Европа Девелопмент" в пользу "данные изъяты" взыскано 120 000 рублей судебных расходов в качестве оплаты судебной экспертизы.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 10 февраля 2020 года, администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 года. Как указывает податель жалобы, кадастровая стоимость спорных земельных участков была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, значительное уменьшение кадастровой стоимости повлечет изменение налоговой базы и уменьшение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования город Краснодар. По мнению администрации, суд апелляционной инстанции, назначая повторную судебную оценочную экспертизу, не указал, в чем заключается неясность и противоречие экспертного заключения, подготовленного "данные изъяты"
Определением судьи от 17 февраля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Европа Девелопмент" выражает несогласие с доводами жалобы, указывая, что у суда апелляционной инстанции имелись законные основания для назначения по делу повторной экспертизы, поскольку экспертное заключение "данные изъяты" является недопустимым доказательством.
Представители администрации муниципального образования город Краснодар, департамента имущественных отношений Краснодарского края, Управления Росреестра по Краснодарскому краю, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя ООО "Европа Девелопмент" - Ташу Д.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть вторая).
Статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть в частности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ООО "Европа Девелопмент" на основании договора купли-продажи от 8 июня 2016 года является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2016 года в размере 46 526 377 рублей 11 копеек, 16 069 299 рублей 28 копеек, 15 125 244 рубля 41 копейки соответственно.
Согласно отчету ФИО об оценке рыночной стоимости земельных участков N, представленного административным истцом, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2016 года составляет 9 452 000 рублей, 3 287 000 рублей, 3 093 000 рублей соответственно.
Данный отчет об определении рыночной стоимости недвижимого имущества 26 декабря 2018 года представлен административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - комиссия).
Решением комиссии от 24 января 2019 года N установлено несоответствие указанного отчета об оценке требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, предусмотренным федеральными стандартами оценки, в связи с чем заявление ООО "Европа Девелопмент" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости участков в размере его рыночной стоимости оставлено без удовлетворения.
В ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции на основании определения Краснодарского краевого суда от 18 марта 2019 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 23 апреля 2019 года N, выполненной "данные изъяты" рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" на дату определения кадастровой стоимости составляет 32 888 080 рублей, 11 264 050 рублей, 10 601 540 рублей соответственно.
Удовлетворяя административное исковое заявление частично, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение судебной экспертизы и установилкадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной.
При рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции на основании определения Краснодарского краевого суда от 22 августа 2019 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено "данные изъяты". При этом судебная коллегия указала, что заключение судебной экспертизы от 23 апреля 2019 года N является необоснованным и неполным.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы от 30 августа 2019 года N рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" на дату определения кадастровой стоимости составляет 21 780 000 рублей, 8 210 000 рублей, 7 730 000 рублей соответственно.
Изменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда пришла к выводу об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы.
Кассационный суд с данным выводом суда соглашается.
Доводы кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, значительное уменьшение кадастровой стоимости повлечет изменение налоговой базы и уменьшение налоговых исчислений в бюджет муниципального образования город Краснодар, не могут служить основанием для отмены судебных актов. Административным истцом в соответствии с положениями статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона N 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Несостоятельны утверждения кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции, назначая повторную судебную оценочную экспертизу, не указал, в чем заключается неясность и противоречие экспертного заключения, подготовленного "данные изъяты"
Как видно из определения Краснодарского краевого суда от 22 августа 2019 года, назначая по делу повторную экспертизу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что приведенный экспертом в заключении "данные изъяты" анализ рынка предложений по продаже аналогичных объектов не в полной мере отражает ситуацию на рынке, что вводит в заблуждение об итоговой рыночной стоимости. Экспертом не соблюден такой принцип Федерального стандарта оценки, как достаточность. Кроме того, в экспертном заключении отсутствует анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым могут быть отнесены оцениваемые объекты при фактическом, а также при альтернативных вариантах их использования с указанием интервала значения цен. Таким образом, определить достоверность полученной рыночной стоимости объектов оценки не представляется возможным.
Помимо этого, при расчете рыночной стоимости в рамках сравнительного подхода эксперт использовал объекты-аналоги, расположенные в другом районе г. Краснодара, в связи с чем среднерыночная стоимость земельных участков может значительно отличаться от среднерыночной стоимости земельных участков, расположенных в районе объекта экспертизы. Эксперт не применил корректировку на местоположение. При расчете рыночной стоимости земельных участков эксперт использовал таблицы для неактивного рынка с расширенным интервалом, где максимальное значение скидки выше среднего значения. Невозможно определить, на основании чего экспертом применяются различные корректировки на торг.
Суд указал, что при определении рыночной стоимости объектов исследования в рамках сравнительного подхода эксперт использует аналоги с различной доступностью инженерных коммуникаций. Корректировка на обеспеченность инженерными коммуникациями отсутствует.
Принимая во внимание заключение "данные изъяты" от 30 августа 2019 года N, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Закона N 135-ФЗ и Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
Основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 31 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.