Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Капункин Ю.Б., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Дорошенко О.В. на определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 2019 года и на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2019 года по административному исковому заявлению Дорошенко О.В. к сотруднику Белореченского районного суда секретарю судебного заседания Архиповой Л.А., консультанту суда Купавской Н.В., судебному департаменту при Верховном суде РФ о признании их действий незаконными, установил:
Дорошенко Оксана Валерьевна (далее - заявитель) обратилась в суд с административным иском к сотруднику Белореченского районного суда Краснодарского края секретарю судебного заседания Архиповой Л.А, консультанту суда Купавской Н.В. о признании их действий незаконными.
Определением Белореченского районного суда Краснодарского края от 25 апреля 2019 года отказано в принятии административного искового заявления Дорошенко О.В.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 23 июля 2019 года определение от 25 апреля 2019 года изменено.
В кассационной жалобе Дорошенко О.В. просит отменить определение суда первой инстанции и апелляционное определение.
Определением от 26 февраля 2020 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, кассационный суд приходит выводу об оставлении кассационной жалобы без рассмотрения по существу по следующим основаниям.
Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-03 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) внесены изменения, вступающие в законную силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции".
В силу части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ, кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N 30 "О дне начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, Центрального окружного военного суда" днем начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационного военного суда, Апелляционного военного суда и Центрального окружного военного суда постановлено считать 1 октября 2019 года.
Между тем вопросы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений регламентированы главой 35 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случаях, предусмотренных КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2019 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции" разъяснено, что, лица, участвующие в деле, а также другие лица, права и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, реализовавшие в предусмотренном законом порядке право на подачу кассационных жалобы, представления в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции подают кассационные жалобу, представление в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 390.2 ГПК РФ, часть 1.1 статьи 319 КАС РФ).
Материалы дела содержат определение судьи Краснодарского краевого суда от 12 сентября 2019 года, которым в передаче кассационной жалобы Дорошенко О.В. на определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 2019 года и на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда отказано.
Таким образом, до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции Дорошенко О.В. реализовала свое право на подачу кассационной жалобы в президиум Краснодарского краевого суда, в связи с чем со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявитель вправе подать кассационную жалобу непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с порядком, определенным частью 1.1 статьи 319 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 321 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 321 КАС РФ кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу: если кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности.
Таким образом, кассационная жалоба Дорошенко О.В. на определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 2019 года и на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2019 года подлежит оставлению без рассмотрения по существу на основании пункта 5 части 1 статьи 321 КАС РФ, как поданная с нарушением правил подсудности, установленных статьей 319 КАС РФ.
Подателю кассационной жалобы разъясняется право на обращение с кассационной жалобой в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 321, 327.1, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
кассационную жалобу Дорошенко Оксаны Валерьевны на определение Белореченского районного суда Краснодарского края от 24 апреля 2019 года и на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 23 июля 2019 года по административному исковому заявлению Дорошенко О.В. к сотруднику Белореченского районного суда Краснодарского края секретарю судебного заседания Архиповой Л.А, консультанту суда Купавской Н.В. о признании их действий незаконными оставить без рассмотрения по существу.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, определенном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.