N 2а-8947/2019
N 88а-6228/2020
г. Краснодар |
19 марта 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Малаевой В.Г.
рассмотрел кассационную жалобу Беловой А.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 декабря 2019 года, которым отменено решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 августа 2019 года по административному исковому заявлению Беловой А.М. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения, возложении обязанности вынести постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, суд
установил:
Белова А.М. обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным иском о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 69 кв. м под зданием, находящимся по адресу: "адрес", изложенного в письме от 29 апреля 2019 года N, о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и вынести постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка Беловой А.М.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого административного здания площадью 48, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорное помещение). В целях приобретения права аренды на земельный участок, на котором расположено нежилое здание, она обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 15 мая 2019 года ей было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка ввиду того, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет менее нормы минимальной площади земельного участка для Центральной общественно-деловой зоны ОД.1. Кроме того, земельный участок раслоложен в границах квартала, застроенного многоквартирными домами, вследствие чего образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории. Данное решение считает незаконным, нарушающим ее права.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 августа 2019 года административное исковое заявление Беловой А.М. удовлетворено частично. Решение администрации признано незаконным. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав Беловой А.М. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение административного ответчика не соответствует положениям пункта 2.1.3 решения городской Думы Краснодара от 30 января 2007 года N "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - Правила землепользования и застройки) и у органа местного самоуправления не имелось оснований для его принятия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 декабря 2019 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 21 августа 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 11 февраля 2020 года, Белова А.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 декабря 2019 года. По ее мнению, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку ЗК РФ не содержит оснований, упомянутых в отказе администрации. Указывает, что по каждому из оснований отказа административного ответчика представлены документы, исключающие возможность применения таких оснований. Полагает, что пункт 2.1.3 Правил землепользования и застройки неприменим, поскольку образуемый земельный участок находится в границах исторического поселения город Краснодар.
Определением судьи от 19 февраля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Белова А.М, представитель администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, объяснения представителя Беловой А.М. по доверенности Маргарян М.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций не допущены.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
На основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В силу пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы является: несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 указанной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы, срок действия которого не истек; разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, Белова А.М. является собственником спорного помещения.
Она обратилась в администрацию с заявлением об утверждении схемы на кадастровом плане территории, с приложением схемы, подготовленной "данные изъяты".
На основании письма директора департамента муниципальной собственности и городских земель администрации от 29 апреля 2019 года N Беловой А.М. отказано в предоставлении муниципальной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка". Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 69 кв. м расположен в Центральной общественно-деловой зоне ОД.1, для которого утвержден минимальный размер земельного участка в 300 кв. м. Кроме того, в границах кадастрового квартала, в котором образуется земельный участок, расположен земельный участок с видом разрешенного использования - для многоквартирной застройки, вследствие чего образование земельных участков возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Вместе с тем согласно акту осмотра управления муниципального контроля администрации от 29 марта 2019 года на образуемом земельном участке расположено одноэтажное сооружение, которое примыкает к объекту, расположенному на смежном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 указанного Кодекса.
Вместе с тем в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно части 4 статьи 2 ГрК РФ одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
На основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территории и межевания территорий.
В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Положениями части 1 статьи 41, части 1 статьи 46.1 ГрК РФ предусмотрено, что элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
В соответствии с частью 1.2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Краснодаркого краевого суда исходила из того, что испрашиваемый Беловой А.М. земельный участок площадью 69 кв. м, расположенный в кадастровом квартале N, относится к землям населенных пунктов, входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами, в связи с чем оспариваемый отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги является обоснованным.
Кассационный суд с данным выводом суда апелляционной инстанции соглашается.
Доводы кассационной жалобы о том, что по каждому из оснований отказа административного ответчика представлены документы, исключающие возможность применения этих оснований, являются несостоятельными.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территории, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка, в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, не допускается, образование земельного участка возможно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в отношении которой постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18 марта 2009 года N утвержден проект планировки центральной части города Краснодара, подтверждается заключением департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар от 16 января 2018 года N.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно акту осмотра управления муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар от 29 марта 2019 года N, на образуемом земельном участке расположено одноэтажное сооружение, которое примыкает к объекту, расположенному на смежном земельном участке.
Суд установил, что в процессе согласования проекта постановления администрации "О предварительном согласовании Беловой А.М. предоставления земельного участка в Центральном внутригородском округе города Краснодара" департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар письмом от 1 апреля 2019 года N вынес заключение о том, что предельная площадь части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением, и необходимая для их использования, не соответствует правилам землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации.
Согласно статье 40.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-K3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" до 1 января 2020 года органы местного самоуправления в Краснодарском крае, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, принимают решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в частности, при наличии заключения органа архитектуры и градостроительства, содержащего информацию о несоответствии предельной площади части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, утверждённым в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или правилам землепользования и застройки, градостроительной и проектной документации.
Минимальная площадь земельного участка в центральной общественно-деловой зоне (ОД.1) составляет 300 кв. м, а площадь образуемого земельного участка составляет 69 кв. м.
Доводы административного истца являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованном судебном акте, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Беловой А.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.