дело N 2а-518/2019
г. Краснодар |
13 февраля 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Малаевой В.Г, Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы городского округа города Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 25 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения прокурора отдела Флоровой Е.В, суд
установил:
Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области (далее - заявитель, административный истец) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области, выразившееся в не оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области, в не определении схемы размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов и отсутствие реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; возложить обязанность на администрацию городского округа город Урюпинск Волгоградской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области, определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформировать реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности администрации городского округа город Урюпинск был выявлен ряд нарушений, а именно: на территории городского округа город Урюпинск не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест, не оборудованы контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не обеспечен их своевременный вывоз. Нарушение санитарного законодательства при сборе и транспортировке твердых коммунальных отходов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой негативные последствия.
Решением Урюпинского городского суда Волгоградской области от 25 июня 2019 года удовлетворено административное исковое заявление.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 августа 2019 года решение от 25 июня 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Суды не учли, что органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия только в пределах лимитов, утвержденных соответствующим бюджетом на текущий год.
Определением судьи от 30 декабря 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
В соответствии с п. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 года) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления городских поселений.
Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;, данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены "Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство контейнерных площадок для населения территориальной схемой не предусмотрено. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется МКП "Санитарная очистка" по маршрутным графикам, согласованным с региональным оператором. Размещение твердых коммунальных отходов осуществляется на межмуниципальном полигоне в г. Урюпинск. Стороной ответчика данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, представитель ответчика факт отсутствия мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схемы их размещения и ведение реестра не отрицала.
Исходя из того, что на территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области отсутствуют контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест, первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, верно пришел к правильному выводу о том, что администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области, неправомерно уклоняется от выполнения требований ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, в связи с бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Кроме того, частью 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частями 1, 3 ст. 39 Федерального закона N 59 предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены "СанПиН 42-128- 4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест". Пунктами 1.1 и 1.2 названных правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Как установлено п.п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения н; расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен был рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Ссылаясь на приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции верно указал, что действующим законодательством установлен иной порядок сбора, временного хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, а не тот, который существует на территории городского округ а город Урюпинск.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об удовлетворении требований прокуратуры.
Также, суды правильно пришли и к выводу, что обращаясь с заявлением о признании незаконными действий главы муниципального образования по отказу в предоставлении информации и документов, прокурор выступает в интересах Российской Федерации, установившей порядок реализации полномочий, институтами государственной власти, руководствуется статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что опровергает соответствующий довод жалобы.
Другие доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 25 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 августа 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы городского округа города Урюпинск Волгоградской области Хорошенькова Ю.Н. без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.