Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Горковенко В.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сванидзе Людмилы Викторовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края о признании незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости с даты подачи заявления, по кассационной жалобе Сванидзе Людмилы Викторовны на решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Сванидзе Л.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 07 декабря 2018 года ей отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
По мнению истца, из ее специального стажа пенсионный орган необоснованно исключил период работы с 1 ноября 1999 года по 15 октября 2009 года в должности медицинской сестры централизованной лаборатории, медсестры по физиотерапии ФГУ "Объединенный санаторий Сочи Медицинского центра управления делами Президента РФ", период работы с 01 февраля 2010 года по 31 декабря 2017 года в должности медицинской сестры по физиотерапии ФКУ "Санаторий "Правда" СВР РФ, а также не принял во внимание период ее работы с 01 января 2018 года по настоящее время в должности медицинской сестры физиотерапии в ФКУ "Санаторий "Правда".
Утверждая, что указанные санатории относятся к специализированным, в связи с чем периоды работы в них подлежат включению в специальный стаж, истец просила суд признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края об отказе в установлении пенсии от 07 декабря 2018 года незаконным и подлежащим отмене, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды ее работы с 01 ноября 1999 года по 15 октября 2009 года, а также с 01 февраля 2010 года по настоящее время и назначить досрочно пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента подачи заявления, т.е. с 01 октября 2018 года.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Сванидзе Л.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10 апреля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Сванидзе Л.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных, просит принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Заявитель настаивает на том, что работа медицинской сестры физиотерапии признана вредной и тяжелой по физическим и биологическим факторам, указывает, что её работа в должности медицинской сестры физиотерапии в отделении водогрязелечения относится к соответствующим профилям, а больше всего к профилю "ревматология".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание не явился ответчик.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав поддержавшую доводы жалобы Сванидзе Л.В, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ ? здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В силу положений части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичное положение содержалось в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Части 3 и 4 статьи 30 вышеуказанного закона указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством.
В подпункте "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения" (далее ? Правила).
В силу п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая требования Сванидзе Л.В. о включении в специальный стаж спорных периодов ее работы и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Пунктом 21 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществившим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, действующего на момент обращения истца с заявлением в пенсионный орган за досрочным назначением пенсии, предусмотрены санатории только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Такая же норма права установлена п. 21 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", которое вступило в силу с 1 ноября 1999 года.
Таким образом, согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464) работа в должности медицинских сестер санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. С 1 ноября 1999 года с утверждением нового Списка в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, подлежит включению работа в должности медицинских сестер санаториев (курортов) только определенного указанного выше профиля.
Из материалов дела следует, что в спорные периоды истец работала с 1 ноября 1999 года по 15 октября 2009 года в должности медицинской сестры централизованной лаборатории, медсестры по физиотерапии в ФГУ "Объединенный санаторий Сочи Медицинского центра управления делами Президента РФ", с 01 февраля 2010 года по 31 декабря 2017 года в должности медицинской сестры по физиотерапии ФКУ "Санаторий "Правда" СВР РФ.
Судом установлено, что санатории, в которых проходила трудовая деятельность истца, не относятся к специализированным санаториям (курортам), которые специализируются на лечении заболеваний, указанных в списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года и Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, что исключает возможность учета спорных периодов работы в специальный стаж.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований учитывать в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные выше спорные периоды работы.
Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного постановления.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Сванидзе Л.В. и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 апреля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сванидзе Людмилы Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.