Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Хаянян Т.А
судей Жогина О.В, Фединой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой З.Г. к ГБУЗ Астраханской области "Стоматологическая клиника N1", ГБУЗ Астраханской области "Областная клиническая стоматологическая поликлиника" о взыскании необоснованно полученной платы за медицинские услуги, компенсации морального вреда, штрафа по кассационной жалобе Васильевой З.Г. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Хаянян Т.А, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васильева З.Г. обратилась в суд с иском, указав, что 26 июля 2017 года между ней и ГБУЗ Астраханской области "Стоматологическая клиника N1" был заключен договор на оказание платных медицинских услуг, предметом которого является предоставление платных медицинских услуг согласно прейскуранту. Согласно акту выполненных работ N от ДД.ММ.ГГГГ истцу как пациенту были оказаны платные медицинские услуги. Общая стоимость услуг составила 4450 руб. Оплата произведена в день составления договора. Акт выполненных работ оформлен в день подписания договора, а подписан истцом до оказания оговоренных в договоре и акте выполненных работ медицинских услуг. Услуги оказывались долго и оказаны были ненадлежащим образом, в связи с чем ответчиком были навязаны новые платные медицинские услуги, что подтверждается договором оказания платных медицинских услуг от 07 сентября 2017 года, общая стоимость по которому составила 13 496 руб. Согласно пункту 3.1 договора ответчик как исполнитель взял на себя обязательства об уведомлении истца как пациента, что данная медицинская услуга не предусмотрена Федеральной (базовой) и (или) территориальной (Астраханской области) программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и может быть оказана за плату либо бесплатно, если она предусмотрена программами государственных гарантий. В день оформления договора ответчик был поставлен в известность о том, что истец является ветераном труда Федерального значения, удостоверение N15694, удостоверение к медали "Ветеран труда" N61 от 20 августа 1990 года, имеет награду ВЦСПС И ЦК ВЛКСМ, удостоверение о награждении знаком "Наставник молодежи" от 29 июля 1982 года, в связи с чем, полагает, что в силу Закона Астраханской области N85/2016-0 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным видам граждан Астраханской области" от 22 декабря 2016 года истец может получить в любом государственном учреждении Астраханской области бесплатную медицинскую помощь по протезированию.
Считает, что указанные и предоставленные ответчиком по договору платные медицинские услуги должны были быть оказаны истцу на безвозмездной основе, так как согласно названному Закону истец подпадает под категорию граждан, которым обязаны предоставить данную услугу на безвозмездной основе. В адрес ответчика истцом была направлена претензия, которая осталась без удовлетворения.
При изложенных обстоятельствах Васильева З.Г. просила суд взыскать с ГБУЗ АО "Стоматологическая клиника N1" в свою пользу сумму основного долга в размере 17 946 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом; с ГБУЗ АО "ОКСЦ" в свою пользу - сумму основного долга в размере 17 946 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, в случае правопреемства всех обязательств по законодательству РФ.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 17 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 октября 2019 года, в удовлетворении исковых требований Васильевой З.Г. отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, Васильева З.Г. подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов. Считает, что районным судом проигнорирован тот факт, что действующим Законом Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным видам граждан в Астраханской области" изменены условия и места получения мер социальной поддержки, на основании которых истец обратилась в суд.
Указывает, что исковое заявление было подано ею в рамках Закона РФ "О защите прав потребителей", в связи с чем она не должна предоставлять доказательства того, на чем основаны её требования.
Указывает, что мера социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных организациях Астраханской области предоставляется ветеранам труда.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что она сама выразила согласие на получение медицинской стоматологической помощи на возмездной основе, не указав при подписании договора того, что относится к льготной категории граждан.
Суд указал на отсутствие подтверждения, что истец обратилась за получением меры социальной поддержки, однако в Законе Астраханской области N85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан" не указано, что заявление должно быть подано именно в письменном виде.
Указывает, что пунктами договора не предусмотрено указание на льготу лица, обратившегося за медицинской помощью.
Считает, что услуга подпадающая под льготу, должна быть оказана ответчиком на безусловной и безвозмездной основе, т.е. не имеет значения, что медицинское учреждение не получает субсидий на данные виды социальных услуг.
Ссылается на то, что в Законе Астраханской области N85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан" нет никаких ограничений и никаких ссылок на законные и подзаконные акты, которые были приняты ранее и которые сохранили бы механизм реализации мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов за счет бюджета Астраханской области, предусмотренный Постановлением Правительства Астраханской области N407-П от 11 ноября 2005 г. Считает, что суды допустили нарушение норм материального права при толковании закона и постановлений Правительства Астраханской области. Считает, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться, в первую очередь, законом Астраханской области "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным видам граждан в Астраханской области", а не теми подзаконными актами, которые были приняты ранее и имеют расхождение с данным законом.
Считает, что, как ветеран труда, истец имеет право обратиться в любое государственное учреждение Астраханской области.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26 июля 2017 г. Васильева З.Г. обратилась в ГБУЗ Астраханской области "Стоматологическая поликлиника N1" за медицинской помощью, где на основании заключенного с ней договора на оказание платных медицинских услуг Васильевой З.Г. были оказаны услуги по изготовлению и установке зубных коронок. Стоимость услуг определена пунктом 2.1 договора и составила 4 450 руб.
Доказательством надлежащего исполнения услуг обеими сторонами договора являются: чеки, свидетельствующие об оплате Васильевой З.Г. стоимости услуг в размере 4450 руб.; акт выполненных работ от 26 июля 2017 года, подписанный без замечаний, как учреждением, так и пациентом.
07 сентября 2017 г. Васильева вновь обратилась в ГБУЗ Астраханской области "Стоматологическая поликлиника N1" за медицинской помощью, где на основании заключенного с ней договора на оказание платных медицинских услуг Васильевой З.Г. были оказаны платные медицинские услуги по изготовлению съемных зубных протезов. Стоимость услуг определена пунктом 2.1 договора и составила 13 496 руб.
Доказательством надлежащего исполнения услуг обеими сторонами данного договора являются: квитанции к приходным кассовым ордерам, свидетельствующие об оплате Васильевой З.Г. стоимости услуг в размере 13 496 руб.; акт выполненных работ от 07 сентября 2017 г, подписанный без замечаний, как учреждением, так и пациентом.
24 июля 2018 г. Васильева З.Г. обратилась к Министру здравоохранения Астраханской области с просьбой обязать руководство ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N1" вернуть сумму, потраченную на протезирование, поскольку согласно Закону АО N 85/2016-03 от 22 декабря 2016 г. в государственных медицинских организациях Астраханской области изготовление и ремонт зубных протезов осуществляются бесплатно.
В ответе Министерства здравоохранения Астраханской области на данное обращение от 6 августа 2018 г. указано, что Васильева З.Г. обратилась с целью лечения и зубопротезирования в ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N1" - учреждение, которое на тот момент не осуществляло работ по льготному зубопротезированию. С 25 сентября 2017 г. ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N1" реорганизовано путем присоединения к ГБУЗ АО "ОКСЦ", которое осуществляет данный вид медицинской помощи бесплатно. Обращений к врачу ортопеду ГБУЗ АО "ОКСЦ" не зарегистрировано.
29 октября 2018 г. Васильева З.Г. обратилась к главному врачу ГБУЗ Астраханской области "Областной клинический стоматологический центр" (ГБУЗ АО "ОКСЦ") с претензией, в которой просила осуществить возврат уплаченных ею денежных средств в размере 17 946 руб. ввиду незаконности их взимания, поскольку она является ветераном труда, а также компенсировать вынужденные юридические услуги.
В ответе от 13 ноября 2018 г. главный врач ГБУЗ Астраханской области "Областной клинический стоматологический центр" Исенов С.К. указал Васильевой З.Г, что с 16 октября 2006 г. бесплатное протезирование отдельных категорий граждан на территории Астраханской области осуществляется в ГБУЗ АО "ОКСЦ". Васильевой З.Г. медицинские услуги по протезированию были получены в ином медицинском учреждении - ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N1", которая до 25 сентября 2017 г. являлась самостоятельным юридическим лицом, не осуществлявшим бесплатного зубопротезирования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь статьями 5, 22 Закона Астраханской области N 85/2016-03 от 22 декабря 2016 г. "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", Постановлением Правительства Астраханской области N 407-П от 11 ноября 2005 г, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N1" и ГБУЗ АО "ОКСЦ" в пользу Васильевой З.Г. уплаченных ею за зубопротезирование денежных средств.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами районного суда согласился, посчитав, что они основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривается.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов по социальной поддержке ветеранов труда.
В соответствии со статьей 4 Законом Астраханской области от 27.12.2004 N 68/2004-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан", действовавшим до 03 января 2017 г, ветераны труда имели право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, определяемом Правительством Астраханской области.
В связи с принятием Закона Астраханской области от 22.12.2016 г. N85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан", который вступил в силу 03.01.2017 г, Закон N 68/2004-03 был признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 15 части 2, частью 4 статьи 5 Закона Астраханской области от 22.12.2016 г. N85/2016-03 получателями мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом являются лица, которым в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области, присвоено звание "Ветеран труда", - в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
Предоставление мер социальной поддержки, социальной помощи производится на основании заявления граждан, право на предоставление мер социальной поддержки, социальной помощи у которых возникает в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона Астраханской области от 22.12.2016 г. N85/2016-03 право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей имеют ветераны труда:
1) после установления им страховой пенсии по старости;
2) соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
3) получающие пенсии по иным основаниям (законам) независимо от прекращения ими трудовой деятельности при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Согласно части 2 данной статьи лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных медицинских организациях Астраханской области.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона Астраханской области от 22.12.2016 г. N85/2016-03 порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 2-6 части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Астраханской области.
Аналогичная норма содержалась и в Законе N 68/2004-03.
Из этого следует, что бесплатное зубопротезирование является мерой социальной поддержки, предоставление которой носит заявительный характер и осуществляется при условии соответствия ветерана труда пункту части 1 статьи 22 Закона Астраханской области от 22.12.2016 г. N85/2016-03. Порядок предоставления данной меры социальной поддержки устанавливается Правительством Астраханской области.
Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан утвержден постановлением Правительства Астраханской области от 11.11.2005 г. N 407-П. Данный порядок действовал на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с указанным Порядком, утвержденным постановлением 407-П (в редакции от 27.01.2012 N 15-П и до признания утратившим силу):
- зубопротезирование осуществляется в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности, согласно перечню видов работ, утвержденному министерством здравоохранения Астраханской области (пункт 3);
- зубопротезирование осуществляется в порядке очередности и по предварительной записи на основании направления врачей-стоматологов государственных бюджетных учреждений здравоохранения Астраханской области (пункт 4);
- учет очередности осуществляется государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Астраханской области на основании медицинской документации как в специальном журнале с указанием даты обращения, диагноза, адреса и категории гражданина, так и в базе данных в электронном виде (пункт 5).
- прием заказов от гражданина на зубопротезирование производится государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Астраханской области при представлении им паспорта и документа установленного образца (удостоверения), подтверждающего право на меру социальной поддержки по зубопротезированию (пункт 6).
В целях реализации пункта 3 Порядка, утвержденного постановлением 407-П, Минздравом Астраханской области было принято распоряжение от 01.03.2013 N146р "Об утверждении Перечня видов работ (услуг), оказываемых по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан" (с изменениями от 23.03.2017 г. N 323р), которым утвержден перечень услуг по бесплатному зубопротезированию, оказываемых льготной категории граждан.
Документов, подтверждающих, что Васильева З.Г. обращалась для получения меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию и представляла документы, подтверждающие данное право, как того требует пункт 6 Порядка, утвержденного постановлением N407-П, стороной истца в материалы дела представлено не было.
В случае предоставления истцом в ГБУЗ АО "Стоматологическая клиника N1" документа установленного образца (удостоверения), подтверждающего право на меру социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию, она была бы направлена специалистами данного учреждения в ГБУЗ АО "ОКСЦ" в соответствии с пунктом 4 Порядка, утвержденного постановлением N 407-П, для включения ее в очередь на получение указанной меры социальной поддержки согласно пунктам 4 и 5 Порядка, утвержденного постановлением N 407-П.
В связи с тем, что факт обращения в установленном порядке истца для получения меры социальной поддержки по бесплатному зубопротезированию не нашел подтверждения, а вышеназванный Порядок, утвержденный постановлением N 407-П, возмещение гражданину расходов по зубопротезированию не предусматривает, суды нижестоящих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении настоящего иска.
Ссылка истца в кассационное жалобе на то, что она обратилась в суд с иском в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", однако суд при рассмотрении дела нарушил требования данного закона, возложив бремя доказывания и на истца, в том числе, подлежит отклонению.
При рассмотрении дела по существу судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что истец в ГБУЗ АО "Стоматологическая клиника N1" по полису ОМС получила медицинскую помощь на безвозмездной основе. Также, данным учреждением для истца на платной основе был изготовлен зубной протез на основании договора от 26.07.2017. Принадлежность гражданина к льготной категории не исключает возможность оказания данному гражданину по его желанию услуг на возмездной основе. Подписывая указанный договор и оплатив стоимость оказанных услуг, истец фактически выразила желание получить данные услуги. Договор Васильева З.Г. подписывала добровольно, доказательств обратного ею представлено не было.
Следует отметить, что изготовление зубных протезов для льготной категории граждан, в том числе ветеранам труда, за счет средств бюджета Астраханской области является мерой социальной поддержки, и предоставляются данные меры социальной поддержки не в рамках Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а в соответствии с Законом Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-03.
Доводы подателя жалобы о противоречиях в нормах Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Закона Астраханской области от 22.12.2016 N85/2016-03 также являются несостоятельными, поскольку данные законы регулируют разные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, Васильева З.Г, как ветеран труда, имеет право обратиться в любое государственное учреждение здравоохранения Астраханской области, и любое государственное учреждение здравоохранения Астраханской области должно оказать ей услуги по протезированию бесплатно, основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права, поскольку учреждением здравоохранения, осуществляющим бесплатное протезирование отдельным категориям граждан на территории Астраханской области, получающим на это субсидии, на основании Постановления Правительства Астраханской области N 298-П от 24 августа 2006 г, Соглашений о предоставлении субсидий от 30 декабря 2016 г, от 29 декабря 2017 г, от 29 декабря 2018 г. с 16 октября 2006 г. является ГБУЗ Астраханской области "Областной клинический стоматологический центр".
Доводы кассационной жалобы о том, что суды должны были руководствоваться Законом Астраханской области N 85/2016-03 от 22 декабря 2016 г. "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", а не подзаконными актами (Постановлением Правительства Астраханской области N 298-П от 24 августа 2006 г, Постановлением Правительства Астраханской области N407-П от 11 ноября 2005 г.) являются необоснованными, поскольку Законом определено право лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда", на получение мер социальной поддержки, а механизм реализации мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов за счет бюджета Астраханской области предусматривался Постановлением Правительства Астраханской области N 407-П от 11 ноября 2005 г.
Доводы истца о том, что Министерство здравоохранения Астраханской области фактически признало неисполнение Закона Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-03 не соответствуют действительности. Напротив, в пояснениях представителя министерства, данных в суде первой инстанции, подробно изложена позиция министерства о том, что нарушений Закона Астраханской области от 22.12.2016 N 85/2016-03 и подзаконных правовых актов (постановление N407-П, распоряжение N146р) не усматривается, поскольку для получения меры социальной поддержки Васильева З.Г. должна была не только обратиться в учреждение, но и представить документы, подтверждающие ее право на получение указанных мер социальной поддержки, однако доказательств указанным обстоятельствам стороной истца в суд представлено не было; право выбора гражданином учреждения для получения мер социальной поддержки законодательно ни на федеральном, ни на региональном уровне не установлено.
Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с выводами судов, основаны на неверном толковании истцом норм материального закона, не содержат фактов, которые не были проверены и не были учтены судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие с установленными судами обстоятельствами, их оценкой, а равно с оценкой доказательств не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васильевой З.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий Хаянян Т.А.
Судьи Жогин О.В.
Федина Е.В.
Судья Костыркина И.В.
ГСК Егорова И.В. докладчик
Полякова К.В, Метелева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.