Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Хаянян Т.А., судей Жогина О.В., Фединой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области к Комитету здравоохранения Волгоградской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная районная больница Дубовского муниципального района" о возложении обязанности по кассационной жалобе Комитета здравоохранения Волгоградской области на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 04 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Хаянян Т.А, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области обратилось в суд с указанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что истцом в отношении ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" неоднократно проводились проверки по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в результате которых были выявлены нарушения. В адрес ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" выносились предписания об устранении выявленных нарушений. Однако ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" в установленный срок данные предписания не исполнены. Постановлением мирового судьи судебного участка N6 Волгоградской области от 27 февраля 2018 года ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. С целью контроля истцом проведена внеплановая выездная проверка в деятельности ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" по соблюдению требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В результате проверки выявлено неисполнение п.п. 1, 2 ранее выданного предписания N 40-11-18 от 12 февраля 2018 г, срок исполнения по которому истек 02 февраля 2019 г. Учитывая что ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" не исполняются обязательные требования санитарного законодательства РФ, создается угроза нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области в срок, не превышающий девяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, обеспечить выполнение ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" требований п.п. 6.12, 6.24 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 путем обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" нарушений указанных требований; обязать ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" в срок, не превышающий девяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, выполнить требования, установленные п.п. 6.12, 6.24 главы I СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10, а именно: оборудовать самостоятельную систему вентиляции для помещений операционных, реанимационных; подвергать воздух, подаваемый в помещения чистоты класса А (операционные, реанимационные палаты) очистке и обеззараживанию устройствами, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов, обеспечить наличие фильтров высокой эффективности.
Решением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 04 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель Комитета здравоохранения Волгоградской области просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылается на то, что дело было рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков. Указывает, что в нарушение статей ГК РФ на комитет, не являющийся собственником имущества, судебными актами как на собственника имущества возложены обязанности по обеспечению финансирования ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района". Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Администрация Волгоградской области, в связи с чем, считает, что комитет является ненадлежащим ответчиком по делу. Судами не учтено, что предметом иска не является причинение вреда гражданам ГБУЗ "Центральная районная больница Дубовского муниципального района".
Ссылается на отсутствие указания в решении суда первой инстанции конкретных действий, которые необходимо совершить ответчикам и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений с целью выполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Установленные судом сроки исполнения судебного акта со стороны ответчиков не соответствуют принципам разумности, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права. Указывает, что определить объем финансировании со стороны Комитета здравоохранения возможно только после изготовления проектно-сметной документации, что при рассмотрения спора судом не было учтено. Решение суда принято без учета нормативно-правового регулирования финансирования деятельности ГРУЗ "Центральная районная больница Дубовского муниципального района".
Судами не дана надлежащая оценка необходимости устройства самостоятельной системы вентиляции в операционных, реанимационных отделениях ГБУЗ "Центральная районная больница Дубовского муниципального района" и возможности использования фильтров глубокой и тонкой очистки.
Считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Полагает, что заявленные требования не подлежали рассмотрению судом общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" является государственным учреждением, финансовое обеспечение выполнения учреждением здравоохранения государственного задания осуществляется за счет средств, выделенных учредителем, функции и полномочия учредителя данного медицинского учреждения осуществляет Комитет здравоохранения Волгоградской области.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в отношении ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" неоднократно проводились проверки по соблюдению требований санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, в результате которых были выявлены нарушения. В адрес ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" выносились предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, однако в установленный срок данные предписания не исполнены.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Волгоградской области от 27 февраля 2018 г. ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно п.1.1 "СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58, данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации (п. 1.2).
В соответствии с п.1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 ответственность за соблюдение требований настоящих санитарных правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
Согласно п.6.12 СанПиН 2.1.3.2630-10 самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для помещений операционных, реанимационных, рентгенокабинетов, лабораторий. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений класса чистоты А.
В соответствии с п. 6.24 СанПиН 2.1.3.2630-10 воздух, подаваемый в помещения классов чистоты А и Б, подвергается очистке и обеззараживанию устройствами, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов на выходе из установки не менее чем на 99% для класса А и 95% для класса Б, а также эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности (НИ - Н14).
06 марта 2019 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области N 362 от 07 февраля 2019 года в отношении ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" выявлены факты невыполнения в полном объеме в установленный срок до 02 февраля 2019 года предписания N 40-11-18 от 12 февраля 2018 года Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, а именно: не оборудована самостоятельная система вентиляции для помещений операционных, реанимационных; воздух, подаваемый в помещении чистоты класса А (операционные, реанимационные палаты) не подвергается очистке и обеззараживанию устройствами, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов, не обеспечено наличие фильтров высокой эффективности.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" о возложении обязанности в срок, не превышающий девяти месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, выполнить требования, установленные п.п. 6.12, 6.24 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10.
Разрешая требования истца о возложении обязанности на Комитет здравоохранения Волгоградской области в срок, не превышающий девяти месяцев, обеспечить выполнение ГБУЗ "ЦРБ Дубовского муниципального района" требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов путем обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений, суд первой инстанции руководствовался положениями статей ГК РФ, ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ и пп. 2.1.37, 2.1.39 Положения о Комитете здравоохранения Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает указанные выводы судов обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке судами доказательств по делу.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается, без повторения их мотивов.
Доводы жалобы сводятся к несогласию ответчика с той оценкой, которую дали суды всем обстоятельствам дела, а также направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами, не опровергают выводы судов, в связи с чем являются несостоятельными.
Несогласие подателя жалобы с установленными судами обстоятельствами, их оценкой, а равно с оценкой доказательств не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Суды нижестоящих инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 04 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Хаянян Т.А.
Судьи Жогин О.В.
Федина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.