Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Горковенко В.А, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нарминовой Занды Лиджиевны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Нарминовой Занды Лиджиевны в лице представителя Минькеевой Алины Бембеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А, судебная коллегия
установила:
Нарминова З.Л. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, указав, что с 6 марта 2014 года в соответствии с Законом Республики Калмыкия N 335-111-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" от 22 февраля 2007 года (далее Закон N 335-11-3) ей назначена пенсия за выслугу лет, как лицу, замещавшему должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, Закон N 335-11-3 признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. С 27 июля 2016 года ей была прекращена выплата пенсии за выслугу лет. Поскольку исходя из требований Конституции Российской Федерации, объем социальных гарантий не должен уменьшаться, просила взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года по 1 июля 2019 года в размере 317 053 рублей 43 копеек за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Определением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 августа 2019 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство финансов Республики Калмыкия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2019 года исковые требования удовлетворены частично. С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу истца взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 1 июля 2019 года в размере 193 836 рублей 80 копеек за счет средств бюджета Республики Калмыкия. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 ноября 2019 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права, и оставлении в силе решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2019 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пришел к выводу о законности исковых требований о взыскании с ответчика выплат по дополнительному пенсионному обеспечению, право на которое было признано ранее в установленном порядке и утрачено в связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкии установила, что с 15 июня 2009 года по 15 марта 2014 года Нарминова З.Л. замещала должность государственной гражданской службы Республики Калмыкия - советник министра спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия. Общий стаж государственной гражданской службы истца составляет 11 лет 1 месяц 16 дней.
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 4 апреля 2014 года N 512 с учетом стажа, на основании утратившего силу Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", ей была назначена пенсия за выслугу лет в размере 65 % месячного денежного вознаграждения (содержания), начиная с 4 апреля 2014 года.
С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена в связи с признанием недействующим Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-111-3.
С 7 января 2012 года истец является получателем пенсии по старости, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно данным Управления Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия, размер страховой пенсии по старости истца составлял: с 1 июня 2016 года по 31 июля 2017 года 9715 рублей 64 копеек; с 1 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года 10 169 рублей 21 копеек; с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года 10 575 рублей 25 копеек; с 1 января 2019 года по 31 мая 2019 года 10 690 рублей 36 копеек, с 1 августа 2019 года 10 843 рублей 14 копеек.
Из справки Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, следует, что размер среднемесячного заработка Нарминовой З.Л. с 1 декабря 2012 года по 31 декабря 2013 года должностной оклад по ранее замещаемой должности за последние 12 полных месяцев государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предшествующих дню ее прекращения, составлял 6118 рублей.
При этом согласно сведений, предоставленных Министерством финансов Республики Калмыкия от 11 ноября 2019 года, следует, что размер должностного оклада государственного гражданского служащего "советник министра" с 27 июля 2016 года по 31 декабря 2018 года составлял 6118 рублей, с 1 января 2019 года - 6424 рублей.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкии, пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку оснований для удовлетворения исковых требований не имеется исходя из того, что общий стаж государственной гражданской службы Республики Калмыкия истца составляет 11 лет 1 месяц 16 дней, условия по выплате пенсии за выслугу лет истцу, как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, не соблюдены.
При этом судебной коллегией учтено, что при наличии у Нарминовой З.Л. требуемого законом стажа, размер пенсии за выслугу лет в период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года исчисленный в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ исходя из 45 процентов среднемесячного ее заработка по соответствующей должности за вычетом получаемой страховой пенсии по старости в оспариваемый период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года превышал размер страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
Специфика государственной службы в Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной службы. С учетом этих особенностей законодатель с помощью специального правового регулирования устанавливает для государственных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
На федеральном уровне вопрос предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854), а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, вышеуказанным лицам предусмотрена возможность установления ежемесячной доплаты только к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо к досрочно назначенной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В пункте 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указано, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного федерального закона федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к данному Федеральному закону, в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 названного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2, 8 должностного оклада (0, 8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая начисление надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями, с учетом стажа государственной службы, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" на момент вынесения решения о назначении пенсии за выслугу лет.
При наличии стажа государственной службы не менее стажа, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45 процентов от среднемесячного денежного содержания за стаж государственной службы. За каждый полный год стажа государственной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного содержания за стаж государственной службы. При этом размер пенсии за выслугу лет за стаж государственной службы не может превышать 75 процентов от среднемесячного денежного содержания.
Исходя из приведенных положений закона следует, что пенсия за выслугу лет или ежемесячная доплата к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. Таким образом, юридически значимыми по делу обстоятельствами являются не только факт признания права на получение пенсии за выслугу лет, но и ее размер пенсии. Материалами дела подтверждено, что в оспариваемый период истец являлась получателем пенсии страховой по старости, следовательно, размер ее пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ должен составлять 45 процентов среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии по старости. Учитывая, что размер страховой пенсии по старости выше размера пенсии за выслугу лет, следовательно, разница вычета размера пенсии по старости из размера пенсии за выслугу лет не может иметь положительное значение.
Доводы кассационной жалобы о том, что нарушено право истца на получение пенсии за выслугу лет, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает несостоятельными, поскольку противоречат нормам пенсионного законодательства и предполагают установление иного порядка определения размера пенсии за выслугу лет, что не относится к компетенции кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта в кассационном порядке, в кассационной жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда апелляционной инстанции не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нарминовой Занды Лиджиевны в лице представителя Минькеевой Алины Бембеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.