Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Хаянян Т.А
судей Жогина О.В, Фединой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ахтырского городского поселения Абинского района, Министреству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу с 1.01.2016 г, обязании внести изменения в постановления, обязании включить в перечень объектов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья по кассационному представлению прокурора Краснодарского края на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2019года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Хаянян Т.А, выслушав пояснения старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Абинского района Краснодарского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Ахтырского городского поселения Абинского района, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, в котором просил признать многоквартирные жилые дома "адрес" и подлежащими сносу с 01 января 2016 года; обязать администрацию Ахтырского городского поселения внести изменения в постановление от 30 ноября 2017 года N661 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу", изменив фразу с "является непригодным для проживания вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу" на "является непригодным для проживания с 01 января 2016 года вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу"; обязать администрацию Ахтырского городского поселения внести изменения в постановление от 30 ноября 2017 года N660 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу", изменив фразу с "является непригодным для проживания вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу" на "является непригодным для проживания с 01 января 2016 года вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу"; обязать администрацию Ахтырского городского поселения внести изменения в постановление от 15 октября 2018 года N392 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пгт.Ахтырский, "адрес", аварийным и подлежащим сносу", изменив фразу с "является непригодным для проживания вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу" на "является непригодным для проживания с 01 января 2016 года вследствие признания его аварийным и подлежащим сносу"; обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края включить в перечень объектов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
многоквартирные жилые дома N N, 11, 12, расположенные по адресу: "адрес".
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационном представлении прокурор Краснодарского края Табельский С.В. полагает указанные судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов представления ссылается на то, что должностными лицами администрации Ахтырского городского поселения в связи с недобросовестным исполнением своих должностных обязанностей не были приняты своевременно меры по признанию домов аварийными и подлежащими сносу в срок до 01 января 2017 года. Судами безосновательно не приняты во внимание представленные в дело экспертные заключения ИП Кожевниковой Г.П. от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которым техническое состояние указанных жилых домов характеризуется как "аварийное" вследствие физического износа и биологического повреждения элементов деревянных конструкций ввиду длительной эксплуатации зданий. Установлена опасность обрушения строительных материалов и конструкций, что не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья пребывающих в них людей. Изложенные в экспертных заключениях сведения о состоянии домов полностью подтверждают достоверность выводов межведомственной комиссии о непригодности домов для проживания, изложенных в актах от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N.
Ссылается на то, что дома "адрес" подлежат включению в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренную Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которая в настоящее время находится в стадии разработки. Указывает, что установленные по делу факты подтверждают наличие оснований для внесения изменений в постановления администрации Ахтырского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N N, 661 и от ДД.ММ.ГГГГ N в части указания даты признания многоквартирных домов "адрес" аварийными с 01.01.2016, с целью их дальнейшего включения в региональную адресную программу.
Лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого характера нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п.7 Положения).
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, по результатам работы комиссия принимает решение в форме заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо об отсутствии таких оснований.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).
В соответствии с п.2.6.1 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, утвержденных Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N65/пр, в состав приложений к программе переселения рекомендуется включать перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года. При заполнении данного перечню субъекту РФ рекомендуется указывать следующую информацию: в графе 5 - дату признания многоквартирного дома аварийным, которая указывается в соответствии с Положением по дате решения органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абз.7 п.7 Положения), а в случае признания многоквартирного дома аварийным до 04 апреля 2015 года - по дате решения принятого межведомственной комиссией (п. 47 Положения в редакции от 02 августа 2007 года N494).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что согласно акту обследования помещения от 30 октября 2015 года межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Ахтырского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ N произвела обследование помещения по обращению жителей многоквартирного "адрес" и составила настоящий акт обследования помещения многоквартирного жилого дома, состоящего из 8 квартир и двух подъездов, общей площадью 398, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". В акте указано, что многоквартирный дом, расположенный по указанному адресу, в целом может быть признан непригодным к эксплуатации.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Ахтырского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ N, произвела обследование помещения по обращению жителей многоквартирного "адрес" и составила настоящий акт обследования помещения многоквартирного жилого дома, состоящего из 8 квартир и двух подъездов, общей площадью 378, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". В акте указано, что многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в целом может быть признан непригодным к эксплуатации.
Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Ахтырского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ N, произвела обследование помещения по обращению жителей многоквартирного "адрес" и составила настоящий акт обследования помещения многоквартирного жилого дома, состоящего из 8 квартир и двух подъездов, общей площадью 377, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". В акте указано, что многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в целом может быть признан непригодным к эксплуатации.
Из экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ИП Кожевниковой Г.П, следует, что жилой двухэтажный многоквартирный "адрес" в "адрес" в целом может оцениваться как непригодный к эксплуатации.
Из экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ИП Кожевниковой Г.П, следует, что жилой двухэтажный многоквартирный "адрес" в целом может оцениваться как непригодный к эксплуатации.
Из экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ИП Кожевниковой Г.П, следует, что жилой двухэтажный многоквартирный "адрес" в целом может оцениваться как непригодный к эксплуатации.
Постановлением администрации Ахтырского городского поселения "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.2 постановления). В пункте 3 постановления указано о том, что отделу ЖКХ и градостроительства администрации Ахтырского городского поселения разработать план мероприятий по расселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации Ахтырского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, расположенного по адресу: "адрес"" признано утратившим силу.
Постановлением администрации Ахтырского городского поселения "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.2 постановления). В пункте 3 постановления указано о том, что отделу ЖКХ и градостроительства администрации Ахтырского городского поселения разработать план мероприятий по расселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации Ахтырского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, расположенного по адресу: "адрес"" признано утратившим силу.
Постановлением администрации Ахтырского городского поселения "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.2 постановления). В пункте 3 постановления указано о том, что отделу ЖКХ и градостроительства администрации Ахтырского городского поселения разработать план мероприятий по расселению граждан в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решения и отказывая в удовлетворении иска прокурора, суд первой инстанции дал оценку тому обстоятельству, что жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ, жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ, жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ. При этом суд исходил из того, что в программе переселения не могут быть указаны какие-либо иные даты, кроме даты решения органа местного самоуправления о признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо даты решения, принятого межведомственной комиссией.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась и апелляционная инстанция.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривается.
По смыслу приведенных выше положений закона, решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 47 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47, дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется датой принятия соответствующего решения органом государственной власти или органом местного самоуправления, после которого наступают правовые последствия, предусмотренные ч.10 ст.32 ЖК РФ.
Судами достоверно установлено, что после составления актов обследования помещений межведомственной комиссией решение в форме заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо об отсутствии таких оснований не принималось, обратного в материалы дела не представлено.
Заключение межведомственной комиссии, изложенное в актах обследования помещений, не соответствует пункту 47 Положения.
С учетом изложенного, оснований для признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу с 01 января 2016 года и внесения изменений в постановления администрации Ахтырского городского поселения N, N и N не имеется, поскольку дата признания домов аварийными уже определена постановлениями администрации.
Жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу постановлением N от 30.1 1.2017, жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ, жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ.
В программе переселения не могут быть указаны какие-либо иные даты, кроме даты решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо даты решения, принятого межведомственной комиссией.
Доводы кассационного представления об обратном сводятся к несогласию с постановленными решениями, что не дает правовых оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке. В целом доводы прокурора являлись предметом проверки как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции и обоснованно были отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов. Доводы представления не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами, не опровергают выводы судов, в связи с чем являются несостоятельными.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и надлежащим образом применили нормы материального права, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела ими допущено не было.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационного представления состоявшихся по делу правильных судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абинского районного суда Краснодарского края от 15 мая 2019года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2019 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий Хаянян Т.А.
Судьи Жогин О.В.
Федина Е.В.
Судья Хомченкова О.И.
ГСК Пономарева Л.Е.- докладчик
Назаренко O.H, Кияшко Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.