Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мамия М.Р, судей Горковенко В.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в Прикубанском округе г. Краснодара об оспаривании решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения в Прикубанском округе г. Краснодара на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 05.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10.10.2019.
Заслушав доклад судьи Мамия М.Р, выслушав представителя ответчика ФИО6, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истца ФИО7, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения в "адрес" об оспаривании решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка.
Требования мотивированы тем, ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ребенок проживает и находится на иждивении у матери (административного истца по делу), что подтверждается выпиской из лицевого счета.
ФИО1 обратилась к ответчику по вопросу предоставления ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка. Однако, уведомлением Управления социальной защиты населения в "адрес" истцу отказано в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, поскольку не предоставлено заявление отца ребенка о согласии на обработку персональных данных. Полагает данное решение ответчика незаконным нарушающим ее права и законные интересы.
Решением Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в "адрес" об оспаривании решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, удовлетворены частично. Решение Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития "адрес" в "адрес" об отказе ФИО1 в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка признано незаконным.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение Прикубанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что при расчёте среднедушевого дохода семьи включаются оба родителя ребенка вне зависимости от факта совместной проживания родителей ребёнка, кроме перечисленных в части 11 статьи Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" случаев. Следовательно, доходы отца ребёнка также учитываются при определении среднедушевого дохода семьи в целях осуществления ежемесячной выплаты. Указанные нормы права не были учтены судами при вынесении обжалуемых судебных постановлений.
Изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась к ответчику по вопросу предоставления ежемесячной выплаты, в связи с рождением первого ребенка.
Уведомлением Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка заявителю было отказано на том основании, что не предоставлено заявление отца ребенка о согласии на обработку персональных данных.
ФИО1 указала, что не имеет возможности представить заявление отца несовершеннолетней дочери о согласии на обработку его персональных данных, так как не поддерживает с ним отношения, место его фактического проживания ей не известно, отец несовершеннолетнего ребенка материальной помощи на содержание ее дочери не оказывает, истец обращалась за взысканием алиментов в судебном порядке.
В соответствии с порядком осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2017 N 889н.
Согласно указанному Порядку, одновременно с заявлением о назначении выплат заявитель также представляет заявление лиц, в отношении которых необходимо представление документов (сведений), или их законных представителей о согласии на обработку персональных данных указанных лиц.
Основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка устанавливаются Федеральным от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В соответствии с указанным Законом, при рождении, начиная с 01.01.2018 первого ребёнка нуждающимся семьям предоставляется ежемесячная выплата. Размер ежемесячной выплаты при обращении за её назначением в 2019 году составляет 10 057 руб.
Согласно части 2 статьи 1 Закона право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1, 5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов все: членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
В соответствии с частью 11 статьи 4 указанного закона в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав;
лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.
Таким образом, в состав семьи при расчете среднедушевого дохода семьи включаются оба родителя вне зависимости от факта совместного проживания родителей ребенка. Следовательно, доходы отца ребенка также учитываются при определении среднедушевого дохода семьи в целях осуществления ежемесячной выплаты.
Необходимость предоставления доказательств совместного или раздельного проживания родителей ребенка законом не предусмотрена.
Частью 8 статьи 2 Закона, установлено, что сведения, необходимые для назначения ежемесячной выплаты, находящиеся в распоряжении государственных органов, не представленные заявителем, запрашиваются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения.
Согласно пункту 7 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 N 889н одновременно с заявлением о назначении ежемесячной выплаты заявитель также представляет заявление лиц, в отношении которых необходимо представление документов (сведений), или их законных представителей о согласии на обработку персональных данных указанных лиц.
Согласно пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставлении государственных и муниципальных услуг" включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу о том, что при предоставлении испрашиваемой истцом государственной услуги обработка персональных данных допускается без письменного согласия субъекта персональных данных. Ответы административных органов обоснованно признаны противоречащими п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", который допускает сбор персональных данных без согласия субъекта при осуществлении государственных/муниципальных полномочий.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права, поскольку в рассматриваемом случае при предоставлении испрашиваемой истцом государственной услуги обработка персональных данных допускается без письменного согласия субъекта персональных данных.
По настоящему делу судами нижестоящих инстанцийне допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем отсутствуют правовые основания для отмены или изменения вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 05.06.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления социальной защиты населения в Прикубанском округе г. Краснодара - без удовлетворения.
Председательствующий М.Р. Мамий
Судьи В.А. Горковенко
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.