Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Сиротиной Е.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шатских Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Дагестан административное дело N 3а-132/2019 (УИД N 05OS0000-01-2019-000120-75) по административному исковому заявлению Магомедова Башира Магомедовича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 7 октября 2019 г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Адухова М.Х. (принимал участие посредством видеоконференц-связи), эксперта ФИО7, судебная коллегия
установила:
Магомедов Б.М. обратился в Верховный суд Республики Дагестан с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами N в размере, равном их рыночной стоимости, по состоянию на 1 декабря 2012 г. В обоснование указал, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушают права административного истца, поскольку влечет увеличение налогового бремени.
Обжалуемым решением Верховного Суда Республики Дагестан от 7 октября 2019 г. заявленные требования Магомедова Б.М. удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 175 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 декабря 2012 г. в сумме 6 932 844 руб. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6 704, 75+/-1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 декабря 2012 г. в сумме 3 464 143 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 4 июля 2019 г.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан просит решение суда отменить, в удовлетворении требований административного истца отказать. Считает, что выводы суда основаны на недопустимых и недостоверных заключениях эксперта N N и N от 20 сентября 2019 г. Указывает на допущенные экспертом нарушения требований ФСО N 7, выразившиеся в отсутствии обоснования выбора объектов - аналогов, возможности проверить информацию о них.
Представитель административного истца по доверенности Адухов М.Х. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил при вынесении апелляционного определения принять во внимание результаты повторной судебной оценочной экспертизы.
В заседании суда апелляционной инстанции была опрошена эксперт ФИО7, осуществлявшая проведение повторной судебной экспертизы по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
От административного истца Магомедова Б.М. поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), подлежащей применению в сходных правоотношениях, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предметом спора является кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, находящихся в собственности административного истца.
С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 28) пришел к обоснованному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца, могут быть оспорены им в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Дагестан.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 15 375 701, 25 руб, с кадастровым номером N - 12 097 916, 81 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
К числу таких оснований пункт 2 части 1 статьи 248 данного Кодекса относит установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N административный истец представил отчет об оценке N от 10 июня 2019 г, подготовленный оценщиком ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" ФИО8, согласно которому по состоянию на 1 декабря 2012 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 4 755 308 руб.
Согласно представленному отчету об оценке N от 25 июня 2019 г, подготовленному оценщиком ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" ФИО9, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 3 230 469 руб.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости земельных участков на основании ходатайства представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан 20 августа 2019 г. судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Независимая оценочная фирма "Алгоритм".
Согласно заключению эксперта ООО "Независимая оценочная фирма "Алгоритм" ФИО10 от 20 сентября 2019 г. N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 г. составила 6 932 844 руб.
В соответствии с заключением эксперта ООО "Независимая оценочная фирма "Алгоритм" ФИО10 от 20 сентября 2019 г. N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 г. составила 3 464 143 руб.
Оценив данные экспертные заключения в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, судом первой инстанции было принято обжалуемое решение.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", в соответствии со статьями 7, 8 которого эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями, проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
При этом в силу статьи 25 того же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)").
Для определения стоимости недвижимости оценщик обязан исследовать рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости, в частности выполнить анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым отнесен оцениваемый объект, при фактическом и альтернативном вариантах его использования, анализ факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости (пункты 10, 11 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)").
Пункт 22 ФСО N 7 устанавливает требования к проведению оценки сравнительным подходом, согласно которому при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке.
Согласно представленным заключениям судебных экспертиз, исследование проводилось сравнительным подходом методом сравнения продаж. При этом, в нарушение требований приведенных выше положений ФСО N 7, в представленных заключениях отсутствует проверяемая информация об объеме рыночных данных для исследования, о порядке отбора объектов - аналогов.
Приведенные на страницах 8-9 заключения N и странице 210 заключения N ссылки в сети Интернет на объекты, из объема которых были отобраны аналоги для сравнения, не открываются и не проверяемы. Заключения скриншотов страниц, за исключением отобранных аналогов, не содержат. При одинаковым расстоянии от центра в графе "Удаленность от центра" не ясна логика отбора экспертом аналогов с указанием на "существенную разницу в местоположении участков".
В нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 82 КАС РФ заключения эксперта не содержат сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения.
В связи с выявленной неясностью и неполнотой заключений экспертиз, невозможностью их устранения, определением судебной коллегии от 24 декабря 2019 г. в соответствии с частью 2 статьи 83 КАС РФ по делу было назначено проведение повторной судебной оценочной экспертизы, производство которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр поддержки бизнеса" ФИО7
Согласно заключению эксперта ФИО7 N от 25 февраля 2020 г. по состоянию на 1 декабря 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила 6 113 565 руб, земельного участка с кадастровым номером N - 3 361 156 руб.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения продаж.
В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО N 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", пунктов 22, 25 ФСО N 7 с учетом целей оценки на ретроспективную дату экспертом было произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи земель соответствующего назначения.
Отбор объектов-аналогов соответствует требованиям подпункта "б" пункта 11 ФСО N 7.
В силу подпункта "д" пункта 22 ФСО N 7 удельный показатель стоимости участков скорректирован по выявленным различиям: условиям продажи, местоположению, физическим и иным влияющим на ценообразование характеристикам участков.
В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности).
Анализ полученных результатов произведен в соответствии с подпунктом "е" пункта 22 ФСО N 7.
Данное заключение лицами, участвующими в деле, не опровергнуто и по результатам оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ сомнений в достоверности у судебной коллегии не вызывает.
Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленный вопрос.
Поскольку иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость, лицами, участвующими в деле не представлено, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления размера кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной согласно заключению судебной экспертизы N.
В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 7 октября 2019 г, изменить в части установления размера кадастровой стоимости земельных участков.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 175 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере его рыночной стоимости, составляющей 6 113 565 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 6 704, 75+/-1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере его рыночной стоимости, составляющей 3 361 156 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.