Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шатских Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1100/2019 (УИД N 23OS0000-01-2019-001023-20) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЭН" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 30 сентября 2019 г., установил:
ООО "ДЭН" обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 21 марта 2018 г. в сумме 247 364 000 руб. В обоснование административный истец указал, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого помещения значительно превышает его рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налога на имущество организаций.
Решением Краснодарского краевого суда от 30 сентября 2019 г, принятым по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленные исковые требования удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, кадастровый N, общей площадью 8099, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес":
- нежилые помещения N цокольного этажа здания литер А, назначение нежилое, площадь 694, 3 кв.м.;
- нежилые помещения N первого этажа здания литер А, назначение нежилое, площадь 663, 6 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 709, 6 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 714, 6 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 707, 3 кв.м.;
- нежилые помещения N N А, назначение нежилое, площадь 710, 4 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 698, 5 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 521, 1 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 542, 7 кв.м.;
- нежилые помещения N N назначение нежилое, площадь 546 кв.м.;
- нежилые помещения N N, назначение нежилое, площадь 550, 6 кв.м.;
- нежилые помещения N N назначение нежилое, площадь 521, 3 кв.м.;
- нежилые помещения N N назначение нежилое, площадь 519, 2 кв.м, на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на 21 марта 2018 г. в размере 282 200 000 руб.
Этим же решением кадастровая стоимость в указанном размере установлена на период с 6 марта 2019 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 27 июня 2019 г.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Приводит доводы о проведении кадастровой оценки уполномоченным органом - государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" (далее - Краевое БТИ) в соответствии с требованиями закона. Указывает на незаконность и необоснованность принятого решения, повлекшего снижение налоговых поступлений в бюджет.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителем административного истца по доверенности Шкуропатовой Н.А. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие существенные нарушения норм процессуального права допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" обращение административного истца, как собственника объектов недвижимого имущества, обусловлено уплатой налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6 названного Закона уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Краснодарского края наделен департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345.
Как следует из апелляционной жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края, полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено Краевое БТИ в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2017 г. N 101-р.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2018 г. определена в результате проведения в 2018 г. государственной кадастровой оценки в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21 сентября 2017 г. N 2197 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2018 году".
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), сообщения Управления Росреестра по Краснодарскому краю следует, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определялась по состоянию на 21 марта 2018 г. на основании акта N от ДД.ММ.ГГГГ
По запросу суда апелляционной инстанции Краевым БТИ представлен акт утверждения кадастровой стоимости N, а также сообщено, что определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N осуществлено в соответствии с требованиями части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке в порядке, установленном статьей 16 названного Закона.
Пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона предусмотрено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с названным Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с данным Федеральным законом.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ N 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Упомянутый акт утверждения кадастровой стоимости N от ДД.ММ.ГГГГ является итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Между тем суд первой инстанции не разрешилвопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика государственного бюджетного учреждения, в данном случае Краевого БТИ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а дело направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 30 сентября 2019 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.