Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования "Дюпсюнский наслег" Соловьева И.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 31 Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Усть-Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении муниципального образования "Дюпсюнский наслег" Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия)
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 31 Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Усть-Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - муниципальное образование "Дюпсюнский наслег" Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) (далее - МО "Дюпсюнский наслег") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального образования ""Дюпсюнский наслег" Соловьев И.И. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, и прекращении производства по делу.
Изучив доводы жалобы главы администрации муниципального образования "Дюпсюнский наслег" Соловьева И.И, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (пункт 24).
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 11 ноября 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе: д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Пунктом 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, установлено, что План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ - главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются, в том числе: резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России от 25 октября 2004 года N 484 утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который разрабатывается для: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории, и вопреки доводам жалобы, подлежит согласованию начальником Главного управления МЧС России по субъекту РФ.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности председателя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N, ведущим специалистом Департамента по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и надзора ФИО5 проведена плановая выездная документарная проверка в отношении администрации муниципального образования "Дюпсюнский наслег" Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) на предмет соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, достаточности мер по защите населения, в результате которой выявлены нарушения, а именно: в нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, пункта 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах МО "Дюпсюнский наслег" на 2019 год утвержден главой, вместе с тем, не согласован в установленном порядке с Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия); в нарушение статей 11, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года N 1340, пункта 5 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 года N 393, не создан финансовый
резерв, не представлены документы, подтверждающие факт создания финансового резерва; в нарушение Приказа МЧС России от 25 октября 2004 года N 484, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2009 года N 272, Паспорт безопасности территории МО "Дюпсюнский наслег" не согласован в установленном порядке с Главным управлением МЧС России по Республике Саха (Якутия).
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении МО "Дюпсюнский наслег" должностным лицом административного органа протокола N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия МО "Дюпсюнский наслег" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, обязанность участия администрации МО "Дюпсюнский наслег" в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения предусмотрена пунктом 7 части 2 статьи 5 Устава муниципального образования, принятого ДД.ММ.ГГГГ.
Утверждение в жалобе о том, что администрация МО "Дюпсюнский наслег" не может нести ответственность за невыполнение ряда мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, в том числе согласовать План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МО, Паспорт безопасности территории МО "Дюпсюнский наслег" с Главным управлением МЧС России по Республики Саха (Якутия), не состоятельно.
Не является основанием для освобождения от административной ответственности и утверждение заявителя о том, что администрация МО "Дюпсюнский наслег" обращалась в наслежный Совет депутатов с предложением о рассмотрении вопроса о выделении в бюджете поселения финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, так как указанному утверждению судьей районного суда даны обосновывающие опровержения, и верно принято во внимание, что единичное обращение в 2018 году к наслежному Совету депутатов сельского поселения МО "Дюпсюнский наслег" о выделении бюджетных ассигнований, и аналогичное обращение в связи с предстоящей проверкой в октябре 2019 года основанием для применения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является.
С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, бездействие которого может привести к необратимым последствиям, так как невыполнение мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера несут угрозу причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей природной среде, то оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях МО "Дюпсюнский наслег" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, его размер является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении МО "Дюпсюнский наслег" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 31 Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Усть-Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении муниципального образования "Дюпсюнский наслег" Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Соловьева И.И. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.