Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора АО "Автопарк" Хасьянова А.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 13 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 30 октября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 декабря 2019 года в отношении АО "Автопарк" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N 13 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 декабря 2019 года, юридическое лицо - АО "Автопарк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационной суд общей юрисдикции, генеральным директором АО "Автопарк" Хасьяновым А.Р. заявлено об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных и прекращении производства по делу.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года N 195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 7 указанного Положения лицензиат обязан осуществлять предусмотренные правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата, анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения".
Приказом Минтранса Российской Федерации от 15 января 2014 года N 7 утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией, в том числе: о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности.
Согласно пункту 17 Правил информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы Предрейсовый инструктаж проводится: при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях: вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей; изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения; получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом; совершения и (или) угрозы совершения террористических актов (пункты 18, 19, 20, 21 Правил).
Пунктом 22 Правил установлен запрет субъекту транспортной деятельности допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
Пунктом 23 Правил возложена обязанность осуществлять документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной деятельности в течение не менее трех лет.
В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет (пункт 6 Правил). При этом в соответствии с подпунктами 1, 2, 3 указанного пункта Правил устанавливаются: в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее - водитель), в том числе, фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве, а также по возможности те же сведения о других водителях - участниках ДТП; соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха; в отношении транспортного средства, в том числе, соблюдение межсервисного пробега; в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности, в том числе, соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил; меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.
Материалами дела установлено, что на основании лицензии N АК-41-000033 от 13 мая 2019 года АО "Автопарк" осуществляет перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки), перевозки автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд. В отношении юридического лица на основании распоряжения руководителя территориального отдела государственного автодорожного надзора по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора от 5 июля 2019 года N 04-149 в период с 9 июля по 5 августа 2019 года проведена внеплановая выездная проверка и установлено, что в нарушение лицензионных требований субъектом транспортной деятельности не проведены анализы ДТП с участием автобусов лицензиата: - DAEWOO BS-106, государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО14 произошедшего 17 мая 2019 года; Хундай Аэросити, государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО15 произошедшего 18 мая 2019 года; - DAEWOO BS-106, государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО16 произошедшего 3 июня 2019 года; - DAEWOO BS-106, государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО17 произошедшего 5 июня 2019 года.
Указанные действия, свидетельствующие о ведении АО "Автопарк" предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением предусмотренных лицензией условий и послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении N 70 от 6 августа 2019 года, актом проверки N 3 от 5 августа 2019 года и приложенными к нему документами, журналом по проведению инструктажей, лицензией, журналом регистрации сезонного инструктажа, журналом вводного инструктажа, копиями путевых листов и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие описанного выше административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, АО "Автопарк" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
Вместе с тем при разрешении дела мировым судьей и судьей районного суда неверно применены положения статьи 4.5 КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности и сделан необоснованный вывод о том, что датой всех вмененных в вину обществу нарушений следует считать дату их выявления, а именно 5 августа 2019 года.
Согласно материалам дела, АО "Автопарк" признано виновным и в нарушении пунктов 16-23 Правил, выразившемся в допуске водителей ФИО18 ФИО19 ФИО20 ФИО21 ФИО14 к перевозкам пассажиров автобусами без прохождения соответствующих инструктажей по безопасности дорожного движения.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности за указанные нарушения, имели место 15 мая, 16 мая, 17 мая, 20 июня, 26 июня, 28 июня и 29 июня 2019 года, когда водители, не пройдя предусмотренные Правилами инструктажи, были допущены к управлению транспортными средствами.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения субъекта транспортной деятельности за нарушения, допущенные при проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов DAEWOO BS-106 государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО16 автобуса ЛОТОС 206 государственный регистрационный знак N под управлением водителя ФИО24, автобуса DAEWOO ВН-115 государственный регистрационный знак А N под управлением водителя ФИО25 имели место 20 июня 2019 года, 2 июля 2019 года, 25 июля 2019 года, соответственно.
В рассматриваемых случаях предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок начал исчисляться с того дня, когда были совершены не соответствующие требованиям закона действия, а не со дня выявления административного правонарушения, как ошибочно посчитали нижестоящие судебные инстанции.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности для дел данной категории составляет 3 месяца.
Привлечение АО "Автопарк" к административной ответственности за указанные нарушения 30 октября 2019 года осуществлено за пределами срока давности, что влечет за собой прекращение производства в части на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Нарушение лицензионных требований, выразившееся в непроведении анализа дорожно-транспортных происшествий с участием водителей Мурсалиева Б.Л. 17 мая 2019 года, Соколова Е.Н. 18 мая 2019 года, Абдуллаева С.Б. 3 июня 2019 года, Матюхина В.А. 5 июня 2019 года обоснованно расценено как совершенное 5 августа 2019 года, когда был составлен акт проверки, который в соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является завершающим проверку документом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
жалобу Хасьянова А.Р. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 13 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 30 октября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Автопарк" изменить.
Исключить из судебных актов указание на признание АО "Автопарк" виновным в допуске к перевозке пассажиров автобусами водителей без прохождения ими соответствующих инструктажей по безопасности дорожного движения, а также в нарушении требований при осуществлении анализа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов: -DAEWOO BS-106, государственный регистрационный знак N под управлением ФИО16, - ЛОТОС 206, государственный регистрационный знак N под управлением ФИО24 - DAEWOO ВН-115, государственный регистрационный знак N под управлением ФИО25
Прекратить производство по делу в указанной части по пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
В остальной части указанные постановление и решения оставить без изменения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.