Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Кожевникова А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года, решение судьи Камчатского краевого суда от 4 декабря 2019 года в отношении Кожевникова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Камчатского краевого суда от 4 декабря 2019 года, должностное лицо - заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае Кожевников А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Кожевников А.Н. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Согласно постановлению судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае Кожевников А.Н. привлечен к административной ответственности за то, что 13 марта 2019 года, изучая перед сдачей в архив имеющиеся в инспекции труда материалы внеплановой документарной проверки в отношении МУП "Автостоянка", проведение которой государственным инспектором труда ФИО7 завершено 1 марта 2019 года, установилряд нарушений государственных нормативных требований охраны труда и предоставил на имя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае рапорт, по результатам рассмотрения которого в отношении МУП "Автостоянка" составлен протокол по делу об административном правонарушении и 15 апреля 2019 года предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Действия Кожевникова А.Н. судьей городского суда квалифицированы по части 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции.
С выводами судьи городского суда согласился судья Камчатского краевого суда, указав в решении на то, что Кожевников А.Н, осуществляя текущий контроль за деятельностью государственного инспектора труда Орловой М.П. при проведении ею проверки за соблюдением МУП "Автостоянка" установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, фактически провел проверку соблюдения юридическим лицом требований охраны труда вне установленного порядка. Подав рапорт на имя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае о необходимости привлечения МУП "Автостоянка" к административной ответственности, Кожевников А.Н. превысил свои полномочия, провел мероприятия по контролю в отношении лица без приказа о проведении проверки.
Выводы судов являются ошибочными в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события, состава правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП РФ закрепляют общие основания привлечения к административной ответственности, предусматривающие необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправного и виновного действия (бездействия), за которое предусмотрена административная ответственность.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае по охране труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Камчатском крае Государственной инспекции труда в Камчатском крае Кожевникова А.Н. N 41/12-215-19-И от 9 января 2019 года в отношении МУП "Автостоянка" в период с 11 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве в связи с поступившей информацией из поликлиники о произошедшем несчастном случае с работником предприятия (л.д. 15-17).
По результатам проверки составлен акт проверки от 1 марта 2019 года, согласно которому нарушений обязательных требований, обозначенных целью проверки, в деятельности юридического лица не выявлено (л.д. 18-19).
13 марта 2019 года Кожевников А.Н, ознакомившись с материалами проведенной государственным инспектором труда ФИО7 в отношении МУП "Автостоянка" проверки, усмотрел в них сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения, о чем в своем рапорте сообщил руководителю инспекции.
Впоследующем рапорт Кожевникова А.Н. был представлен в качестве одного из доказательств по делу об административном правонарушении, возбужденному главным государственным инспектором труда в Камчатском крае Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО9 в отношении МУП "Автостоянка".
Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324, на указанную службу возложено осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5.1.1), а также обязанность по принятию мер по устранению нарушений трудового законодательства и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (пункт 5.5.4).
Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Пунктом 3 указанного Положения осуществление федерального государственного надзора в сфере труда возложено в том числе на заместителей главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с положениями должностного регламента должность заместителя главного государственного инспектора труда в Камчатском крае (по охране труда) Государственной инспекции труда в Камчатском крае, занимаемая Кожевниковым А.Н, отнесена к руководящим.
При этом на федерального государственного гражданского служащего по указанной должности возложены обязанности по: - организации работы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в части охраны труда, в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан (пункт 4.1.1); - контролю и осуществлению координации деятельности государственных инспекторов (по охране труда) по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (пункт 4.1.6); - проверке достоверности составления отчетности о проделанной работе государственных инспекторов труда (по охране труда) (пункт 4.1.9).
Таким образом, Кожевников А.Н, являясь заместителем главного государственного инспектора труда в Камчатском крае по охране труда, осуществляя в пределах своих полномочий должностной контроль за деятельностью подчиненных государственных инспекторов по труду и полнотой осуществленной ими проверки, вправе изучать и анализировать материалы проверки, в том числе и на предмет соблюдения лицом, в отношении которого проверка проведена, норм трудового законодательства в сфере охраны труда.
Установив, что в материалах проверки имеются данные, свидетельствующие о признаках совершения МУП "Автостоянка" административного правонарушения в указанной сфере, Кожевников А.Н. сообщил об этом рапортом в порядке подчиненности главному государственному инспектору труда в Камчатском крае Государственной инспекции труда в Камчатском крае, к полномочиям которого относится решение вопросов как о возбуждении (отказе в возбуждении дела об административном правонарушении), так и проведении проверки в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
При этом вопреки суждениям нижестоящих судов, Кожевников А.Н. не осуществлял мероприятий по контролю в отношении МУП "Автостоянка", а проверял правильность выполнения подчиненным работником государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в сфере охраны труда работников.
То обстоятельство, что ставшие известными в ходе осуществления должностного контроля и изложенные в рапорте от 13 марта 2019 года сведения явились поводом к возбуждению главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае в отношении МУП "Автостоянка" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не изменяет характера и цели проведенной проверки.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 28.2 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: - непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; - поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, выявив в ходе исполнения своих должностных обязанностей признаки административного правонарушения, Кожевников А.Н, действуя в пределах полномочий должностного лица органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в целях обеспечения защиты трудовых прав работников, сообщил о данном факте лицу, к компетенции которого отнесено принятие правового решения по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, положения статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ позволяют должностному лицу при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения в результате проведенных мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), независимо от проведения проверки и составления акта проверки.
Данному положению закона должной оценке по настоящему делу не дано.
Изложенное в своей совокупности не позволяет прийти к выводу о том, что Кожевниковым А.Н. было совершено грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), что выразилось в проведении проверки в отношении МУП "Автостоянка" без распоряжения (приказа).
Отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 ноября 2019 года и решение судьи Камчатского краевого суда от 4 декабря 2019 года в отношении Кожевникова А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.