Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Ровенко П.А., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" Сайчика А.Н. на определение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 23 сентября 2019 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 ноября 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" к Межрегиональному управлению ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным в части акта проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждения, у с т а н о в и л:
начальник федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю") Сайчик А.Н. обратился в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края с административным исковым заявлением о признании незаконными выводов Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) (далее - МУ ВФКиА МО РФ (по Восточному военному округу)), содержащихся в акте от 27 июня 2019 года N 33 выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного МУ ВФКиА МО РФ (по Восточному военному округу) в отношении ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" в части выводов, отраженных в пункте 4, страницы 20, абзаца 4; пункте 6, страницы 26, абзаца 3; пункте 7.1, страницы 27, абзаца 3; возложении на МУ ВФКиА МО РФ (по Восточному военному округу) обязанности исключить из акта от 27 июня 2019 года N 33 выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного МУ ВФКиА МО РФ (по Восточному военному округу) в отношении ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю", отраженные в пункте 4, страница 20, абзац 4; пункте 6, страница 26, абзац 3; пункте 7.1, страница 27, абзац 3 и пункты 3, 4, 5 раздела "Предложения по устранению нарушений" страница 30 акта от 27 июня 2019 года N 33 (в срок до 28 августа 2019 года: учёт безнадёжной к взысканию дебиторской задолженности (задолженности ликвидированных арендаторов) по договорам аренды (2012, 2013 годов) нежилых зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении ФГКУ "1976 ОМИС" МО РФ) на общую сумму 4 598 745 рублей 60 копеек, привести в соответствие с нормативными актами; отразить по учёту неучтённые суммы ущерба, причинённого вследствие действия (бездействия) должностных лиц обслуживаемых воинских частей (организаций) в размере 2 993 277 рублей 32 копеек, направить
в адрес командиров воинских частей соответствующую информацию для включения в книгу учёта недостач и принятия решения, в соответствии с действующим законодательством, по непроизводственному использованию бюджетных средств; учётную политику ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" привести в соответствие с требованиями нормативных актов).
Определением судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 23 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 ноября 2019 года, в принятии административного искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 в действовавшей до 1 октября 2019 года редакции Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в связи с тем, что данное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством
19 февраля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба начальника ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" Сайчика А.Н, поданная через Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края 6 февраля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене указанных выше определения судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении административного искового в Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края для его рассмотрения по существу.
В соответствии со статьёй 327.1 КАС РФ данная кассационная жалоба рассматривается судьёй суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Согласно частям 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Проверив поступившие материалы, изучив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В то же время, из разъяснений, приведённых в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов.
По существу в своём административном исковом заявлении начальник ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" Сайчик А.Н. оспаривает в части ненормативный правовой акт (акт выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведённого контрольной группой МУ ВФКиА МО РФ (по Восточному военному округу) в отношении ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю", от 27 июня 2019 года N 33), принятый государственным органом, наделённым федеральным законом соответствующими полномочиями, который касается финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю", содержит властные предписания (в установленный срок принять меры по учёту безнадёжной к взысканию дебиторской задолженности, по учёту неучтённой суммы ущерба, по приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов учётной политики ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю").
Фактически в данном случае речь идёт о споре между двумя юридическими лицами относительно соответствия (либо несоответствия) требованиям действующего законодательства финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю".
В соответствии со статьёй 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае, как обоснованно указано в обжалуемых определении судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края и в апелляционном определении судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда, заявленные требования об оспаривании в части акта N 33 выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, составленного 27 июня 2019 года контрольной группой МУ ВФКиА МО РФ (по Восточному военному округу), затрагивают права и законные интересы ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" в сфере экономической и хозяйственной деятельности, следовательно они не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В силу положений пункта 1 части 1 статья 128 КАС РФ (в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 года) судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, суды верно отказали в принятии административного искового заявления по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статья 128 КАС РФ (в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 года), каких-либо нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену определения об отказе в принятии административного искового заявления и апелляционного определения, также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 23 сентября 2019 года и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 14 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" Сайчика А.Н. - без удовлетворения.
Судья Девятого кассационного
суда общей юрисдикции П.А. Ровенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.