Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чижевской В.В. на решение Лазовского районного суда Приморского края от 18 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Чижевской В.В. к краевому государственному казённому учреждению "Приморское лесничество", департаменту лесного хозяйства Приморского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чижевская В.В. обратилась в Лазовский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением к краевому государственному учреждению "Сергеевский лесхоз", которое определением Лазовского районного суда Приморского края от 23 мая 2019 года было заменено на надлежащего ответчика - краевое государственное казённое учреждение "Приморское лесничество" (далее - КГКУ "Приморское лесничество"), о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности заключить договор купли-продажи лесных насаждений для отопления.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 6 февраля 2019 года он через организацию почтовой связи обратился к административному ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в объёме 20 куб. м, необходимом для печного отопления жилого дома.
Данное заявление было получено КГКУ "Приморское лесничество" 13 февраля 2019 года, однако в установленный законом месячный срок ответ Чижевской В.В. на её обращение дан не был.
Только 8 апреля 2019 года административный истец получил проект договора купли-продажи лесных насаждений от 19 марта 2019 года N на объём древесины в количестве 12 куб. м, что значительно меньше объёма древесины, испрашиваемого Чижевской В.В.
По мнению административного истца, КГКУ "Приморское лесничество" было не вправе уменьшать объём выделенной для отопления древесины, поскольку согласно положениям статьи 8 Закона Приморского края от 23 октября 2007 года N 141-КЗ "Об использовании лесов в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 23 октября 2007 года N 141-КЗ) норматив заготовки древесины для собственных нужд граждан в целях отопления жилых домов составляет 20 куб. м. ликвидной древесины (длиной до 1 м.) ежегодно.
Со ссылкой на положения статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административный истец просил суд признать незаконным допущенное КГКУ "Приморское лесничество" бездействие, а также возложить на административного ответчика обязанность заключить с Чижевской В.В. договор купли-продажи лесных насаждений для отопления жилого помещения в объёме 20 куб. м, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Определением Лазовского районного суда Приморского края от 23 мая 2019 года к участию в настоящем административном деле в качестве административного ответчика привлечён департамент лесного хозяйства Приморского края.
Решением Лазовского районного суда Приморского края от 18 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года, в удовлетворении административных исковых требований Чижевской В.В. отказано.
26 февраля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Чижевской В.В, поданная 5 февраля 2020 года через Лазовский районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Участвующие в деле лица и их представители, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие административного истца и представителей административных ответчиков.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Лазовского районного суда Приморского края от 18 июля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы не усматривается.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации); порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям действовавшей до 4 октября 2019 года части 5 статьи 5 Закона Приморского края от 23 октября 2007 года N 141-КЗ граждане, заинтересованные в заготовке древесины для собственных нужд, должны были подать заявление в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в области лесных отношений, порядок рассмотрения которых устанавливался Администрацией Приморского края.
Граждане вправе осуществлять заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд без предоставления им лесного участка; граждане, заинтересованные в заготовке древесины для собственных нужд, подают в соответствующее госучреждение заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд; плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по установленным ставкам (части 1, 2, 3 статьи 6 Закона Приморского края от 23 октября 2007 года N 141-КЗ).
Из содержания пункта 3 части 2 статьи 8 Закона Приморского края от 23 октября 2007 года N 141-КЗ следует, что объёмы заготовки древесины гражданам для собственных нужд устанавливаются по решению уполномоченного органа исполнительной власти Приморского края в области лесных отношений на основании предложений госучреждения, при этом норматив объёма для отопления жилых домов и иных жилых помещений с печным отоплением составляет 20 куб. м. дровяной древесины (длиной до 1 м.) ежегодно.
По личному заявлению гражданина объём заготовки древесины для собственных нужд для отопления жилых домов и иных жилых помещений с печным отоплением может быть уменьшен (часть 4 статьи 8 Закона Приморского края от 23 октября 2007 года N 141-КЗ).
Пунктом 8 Порядка заключения гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на территории Приморского края, утверждённого постановлением Администрации Примосркого края от 1 июля 2008 года N 147-па (далее - Порядок), определено, что приём заявлений о заключении договоров, подготовка необходимой документации и заключение договоров осуществляется департаментом лесного хозяйства Приморского края через КГКУ "Приморское лесничество" и его филиалы.
В соответствии с пунктом 11 Порядка КГКУ "Приморское лесничество" в течение 21 рабочего дня со дня регистрации заявления гражданина подготавливает письменное заключение о наличии лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объёмов древесины, с указанием местоположения (лесничество, участковое лесничество, квартал, выдел), площади и состава подлежащих вырубке лесных насаждений и направляет его вместе с заявлением в департамент лесного хозяйства Приморского края, который, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней со дня поступления этих документов принимает решение о заключении договора купли-продажи, оформляемое приказом департамента лесного хозяйства Приморского края (пункт 13 Порядка).
Между тем КГКУ "Приморское лесничество" вправе возвратить поступившее к нему заявление в случае, если в указанном гражданином лесничестве отсутствуют лесные насаждения, достаточные для заготовки заявленных объёмов древесины (подпункт 5 пункта 11 Порядка).
В силу положений пункта 15 Порядка гражданин (его представитель), получивший уведомление о заключении договора, обязан прибыть в КГКУ "Приморское лесничество" в срок не позднее 30 дней со дня направления ему уведомления о заключении договора для согласования даты ознакомления с границами места рубки (лесосеки) и намеченными в рубку деревьями.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 13 февраля 2019 года в Сергеевский филиал КГКУ "Приморское лесничество" поступило заявление Чижевской В.В. о заключении с ней договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (для отопления жилого дома) на лесосеке, расположенной в Сергеевском лесничестве Приморского края, в объёме 20 куб. м. дровяной древесины (длиной до 1 м.).
5 марта 2019 года департамент лесного хозяйства Приморского края издал приказ N о выделении в Сергеевском лесничестве (Лазовское участковое лесничество, квартал 115, выдел 1, деляна N) для собственных нужд гражданам Чижевской В.В, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 ликвидной древесины общим объёмом, подлежащим вырубке, в количестве 58 куб. м, а также о заключении с указанными гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений.
Поскольку данного объёма подлежащей вырубке в Сергеевском лесничестве древесины было недостаточно для удовлетворения всех поступивших заявок, департаментом лесного хозяйства Приморского края подготовлен договор купли-продажи лесных насаждений N N, предусматривающий предоставление Чижевской В.В. права на вырубку в Сергеевском лесничестве древесины в целях отопления жилого дома в объёме 12 куб. м, при этом стоимость указанной древесины для административного истца составила 17 рублей 46 копеек (пункт 11 договора купли-продажи лесных насаждений).
Подписанный 19 марта 2019 года директором департамента лесного хозяйства Приморского края ФИО8 экземпляр указанного договора был получен представителем Чижевской В.В. 8 апреля 2019 года, однако ещё 14 марта 2019 года административный истец перечислил на счёт департамента лесного хозяйства Приморского края полную оплату по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в сумме 17 рублей 46 копеек, что подтверждается имеющимся в материалах дела чеком по операции Сбербанк-Онлайн ПАО "Сбербанк России" от 14 марта 2019 года N.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны административных ответчиков не было допущено какого-либо незаконного бездействия, которое привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Оснований не согласиться с данным выводов судов у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку по обращению Чижевской В.В, поступившему в КГКУ "Приморское лесничество" 13 февраля 2019 года, департаментом лесного хозяйства Приморского края 5 марта 2019 года (то есть с соблюдением установленных пунктами 11 и 13 Порядка сроков) издан приказ N о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений. В свою очередь, административный истец по состоянию на 14 марта 2019 года знал о принятом органом государственной власти Приморского края по его заявлению решении, о чём свидетельствует то, что в этот день Чижевская В.В. перечислила на счёт департамента лесного хозяйства Приморского края сумму полной оплаты по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Доводы кассационной жалобы о том, что Чижевская В.В. не была согласна с условиями договора купли-продажи лесных насаждений от 19 марта 2019 года N, не подписывала его как не подписывала и заявление об уменьшении испрашиваемых объёмов древесины для отопления жилого дома с 20 куб. м. до 12 куб. м, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции, поскольку произведённая ею полная предварительная оплата по договору купли-продажи лесных насаждений в сумме 17 рублей 46 копеек безусловно свидетельствует о совершении её действий направленных на акцепт условий соответствующего договора и на начало исполнения своих обязанностей по этому договору (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 2 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Вопреки доводам кассационной жалобы, в связи с произведённой административным истцом оплатой по договору купли-продажи лесных насаждений, административные ответчики не имели право в порядке подпункта 5 пункта 11 Порядка возвратить заявление Чижевской В.В. со ссылкой на отсутствие в Сергеевском лесничестве достаточных для заготовки объёмов древесины.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лазовского районного суда Приморского края от 18 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 26 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чижевской В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.