Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Восканяна М.Ж. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Восканяна М.Ж. к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании бездействия, выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав посредством видеоконференц-связи объяснения административного истца Восканяна М.Ж, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Восканян М.Ж. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившегося в несвоевременном рассмотрении заявления от 1 августа 2018 года в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований Восканян М.Ж. указал, что 27 сентября 2017 года между ним и администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений был заключен договор N 200/17 аренды земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес". При проведении геодезических исследований было выявлено, что в границы арендуемого земельного участка входит тротуар, который является объектом транспортной инфраструктуры и относится к землям (территориям) общего пользования.
1 августа 2018 года он обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N без составления новой схемы расположения земельного участка, исключив из схемы расположения земельного участка от 27 марта 2014 года N 69 наложение на тротуар.
Письмом от 31 января 2019 года за подписью исполняющего обязанности руководителя управления ему сообщено, что заявление подлежит возврату как несоответствующее положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Тем самым, его заявление от 1 августа 2018 года было рассмотрено Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с превышением десятидневного срока, установленного пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанное бездействие является незаконным, нарушающим его право на своевременное рассмотрение обращения в соответствии с действующим законодательством.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 июля 2019 года, административный иск Восканяна М.Ж. оставлен без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обращение Восканяна М.Ж. административным ответчиком рассмотрено, нарушение срока для дачи письменного ответа не привело к нарушению прав, свобод и законных интересов Восканяна М.Ж.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что заявителем пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском, доказательств уважительности причин пропуска срока в дело не представлено.
15 января 2020 года Восканяном М.Ж. через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края подана кассационная жалоба, которая поступила в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 27 января 2020 года.
В кассационной жалобе Восканян М.Ж. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неполным исследованием обстоятельств дела, и принятии нового решения об удовлетворении его требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение административным ответчиком установленного пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации десятидневного срока рассмотрения его обращения от 1 августа 2018 года, что повлекло нарушение его прав. С выводами судов об устранении нарушения его прав решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 января 2019 года он не согласен, поскольку данным судебным актом установлен факт незаконного решения Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом от 28 августа 2018 года. Считает, что признание судом незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении его заявления от 1 августа 2018 года в установленные сроки, будет являться восстановлением нарушенного права административного истца. Вывод апелляционной инстанции о нарушении им срока обращения с настоящим иском, по его мнению, является неправильным в связи с тем, что о необходимости рассмотрения заявления от 1 августа 2018 года в порядке, установленном частью 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и действующим административным регламентом, ему стало известно после вступления в законную силу решения суда от 10 января 2019 года.
Представитель административного ответчика о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущено таких нарушений, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанной нормы к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, 1 августа 2018 года Восканян М.Ж. обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении с ним нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", без составления новой схемы расположения земельного участка, исключив из схемы от 27 марта 2014 года N 69 площадь земельного участка с наложением на тротуар, что было выявлено при проведении геодезических работ.
Письмом от 28 августа 2018 года N 010801/5741/18 Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа сообщило Восканяну М.Ж. об отсутствии правовых оснований для заключения с ним нового договора аренды и внесения изменений в схему земельного участка, в соответствии с которой земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.
Указанный ответ решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 января 2019 года, принятым по административному делу N 2а-1252/19, признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Восканяна М.Ж. от 1 августа 2018 года с учетом положений пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.17 Административного регламента предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование либо безвозмездное пользование без проведения торгов, утвержденного постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 октября 2015 года N 2520 (далее - Административный регламент).
31 января 2019 года, то есть до вступления решения суда в законную силу, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, повторно рассмотрев заявление Восканян М.Ж. от 1 августа 2018 года, возвратило ему указанное обращение ввиду его несоответствия требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2.8.1 Административного регламента.
Несмотря на то, что заявление Восканяна М.Ж. от 1 августа 2018 года возвращено заявителю с нарушением установленного пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации десятидневного срока, судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судебных инстанций о том, что указанное нарушение срока рассмотрения обращения не повлекло нарушение прав административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Частями 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов и соблюдение сроков обращения в суд.
Руководствуясь указанными нормами, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что Восканяном М.Ж. не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов, возникновения каких-либо негативных для него последствий в результате нарушения установленного законом срока рассмотрения его обращения от 1 августа 2018 года.
Несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не является основанием к отмене постановленных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что суду следовало ограничиться признанием незаконным бездействия Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившегося в нерассмотрении обращения в установленный законом срок, основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, решение суда, принимаемое по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, прежде всего, имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3, 4, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 46 Конституции Российской Федерации).
В данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют и судами не установлены.
Кроме того, в силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что 1 сентября 2018 года Восканян М.Ж. получил ответ Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 августа 2018 года на свое заявление от 1 августа 2018 года. Следовательно, с указанной даты административному истцу стало известно о нарушении сроков рассмотрения его обращения. С настоящим административным иском Восканян М.Ж. обратился в суд 25 марта 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
В этой связи, вопреки доводам кассационной жалобы, выводы апелляционной инстанции в указанной части являются верными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 25 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.