Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Коба Е.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2019 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Билюкина Ю.С. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании уведомления о несоответствии объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения административного истца Билюкина Ю.С, его представителя Купцовой А.В, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Билюкин Ю.С. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил признать незаконным уведомление от 11 июля 2019 года N 576 о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности и возложении обязанности согласовать окончание строительства индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", с кадастровым номером N
В обоснование своих требований Билюкин Ю.С. указал, что он является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровым номером N, на котором ему уведомлением Окружной администрации г. Якутска от 18 февраля 2019 года согласовано строительство индивидуального жилого дома.
По завершению строительства объекта он обратился в Окружную администрацию г. Якутска с соответствующим уведомлением, в ответ на которое 11 июля 2019 года департамент градостроительства отказал ему в согласовании окончания строительства в связи с тем, что не допускается размещение объекта индивидуального жилищного строительства при наличии ограничений, установленных земельным и иным законодательством на дату поступления уведомления об окончании строительства, а именно: земельный участок с кадастровым номером N не относится к зоне Ж-2А и находится на территории, где не установлен градостроительный регламент.
С данным решением он не согласен, поскольку земельный участок фактически используется под индивидуальное жилищное строительство, предоставлен ему для указанных целей, строительство индивидуального жилого дома органом местного самоуправления было согласовано. С учетом сложившейся планировки и существующего землепользования орган местного самоуправления был не вправе вносить изменения в Правила землепользования и застройки в отношении одного земельного участка, исключив действие в отношении этого участка градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж-2А.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2019 года, административный иск Билюкина Ю.С. удовлетворен, уведомление Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 11 июля 2019 года N 576 признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность согласовать окончание строительства индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, в соответствии с действующим законодательством.
Удовлетворяя заявленные Билюкиным Ю.С. требования, суды исходили из того, что оспариваемое уведомление не соответствует требованиям частей 16, 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером N к категории земель, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается, административным ответчиком не представлено.
15 января 2020 года представителем административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Коба Е.А. через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) подана кассационная желоба, которая поступила в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 января 2020 года.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Билюкина Ю.С, со ссылкой на то, что объект индивидуального жилищного строительства построен не в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, и тем самым располагается за пределами территориальной зоны Ж-2А, а именно на территории, в отношении которой не установлены градостроительные регламенты. Данное обстоятельство обусловлено тем, что на данной территории планируется строительство магистральной кольцевой улицы с установлением красных линий.
Административный ответчик - Окружная администрация г. Якутска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций подобные нарушения не допущены.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить на нем жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
В свою очередь, исходя из положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно части 10 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В силу части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с пунктом 4 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется, в том числе, в случае, если размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 2 августа 2018 года N 09-4/2018-074 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, заключенного между ФИО1, Билюкиным Ю.С. и Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, административный истец является арендатором земельного участка по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью 983 кв.м, земли населенного пункта, вид разрешенного использования: под жилую застройку (индивидуальную). Срок аренды установлен с 10 мая 2011 года по 10 мая 2021 года.
Уведомлением от 18 февраля 2019 года N 290 Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска сообщил Билюкину Ю.С. о соответствии указанных им в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
28 июня 2019 года от застройщика в Окружную администрацию г. Якутска поступило уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Рассмотрев данное уведомление, Департамент градостроительства Окружной администрации г. Якутска направил Билюкину Ю.С. уведомление от 11 июля 2019 года N 576 о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: "адрес" требованиям законодательства о градостроительной деятельности, сославшись на отсутствие градостроительного регламента в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В силу части 6 указанной статьи градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Земельный участок с кадастровым номером N, арендатором которого является Билюкин Ю.С, не относится к категории земель, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается, доказательств обратного материалы административного дела не содержат.
Доводы органа местного самоуправления о несоответствии построенного на указанном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности в связи тем, что Генеральным планом городского округа "город Якутск" предусмотрено строительство магистральной кольцевой улицы общегородского значения, которая будет пересекать Сергеляхское шоссе в г. Якутск в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером N, не могут быть приняты во внимание.
Так, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости и сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в отношении земельного участка с кадастровым номером N ограничения (обременения) отсутствуют, участок соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), решения о резервировании под муниципальные и государственные нужды, развитии застроенных территорий не принимались, по проекту планировки территории и проекту межевания территории предназначен под объекты индивидуальной жилой застройки.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, не допускающих размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, арендатором которого является административный истец, в связи с чем у Окружной администрации г. Якутска не имелось оснований для направления уведомления о несоответствии построенного Билюкиным Ю.С. объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности по основанию пункта 4 части 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В этой связи, принимая во внимание предоставление спорного земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, соблюдение административным истцом процедуры согласования планируемого строительства индивидуального жилого дома, наличие действующего уведомления Окружной администрации г. Якутска от 8 февраля 2019 года о соответствии заявленного к возведению в уведомлении от 11 февраля 2019 года объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения его на земельном участке с кадастровым номером N, оспариваемое уведомление от 11 июля 2019 года о несоответствии построенного объекта требованиям градостроительной деятельности обоснованно признано судебными инстанциями незаконным, препятствующим реализации Билюкиным Ю.С. прав арендатора земельного участка.
Довод кассационной жалобы о несоответствии построенного на спорном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве данного объекта, на законность принятых по делу судебных актов не влияет, поскольку, исходя из разъяснений, данных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Учитывая, что нижестоящими судами не допущены нарушения в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для отмены решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2019 года по доводам кассационной жалобы представителя административного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Коба Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.