13 апреля 2020 года |
г. Владивосток |
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе
судьи Т.И. Украинской, рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания
кассационную жалобу Старикова Александра Александровича на решение мирового судьи судебного участка N 89 Ханкайского судебного района Приморского каря от 3 июня 2019 года и апелляционное определение Ханкайского районного суда Приморского каря от 19 августа 2019 года
по гражданскому делу по исковому заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго", Ханкайский филиал к Старикову Александру Александровичу о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги, УСТАНОВИЛ:
КГУП "Примтеплоэнерго", Ханкайский филиал обратилось в суд с указанным иском, в обоснование указав, что Стариков А.А. проживает в квартире "адрес", своевременно не вносит плату за оказанные истцом коммунальные услуги, в связи с чем в период с 1 марта 2017 года по 31 марта 2017 года образовалась задолженность по оплате за тепловую энергию в размере "данные изъяты". Просило взыскать с ответчика в пользу КГУП "Примтеплоэнерго", Ханкайский филиал указанную задолженность, пени за тот же период и государственную пошлину.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика в свою пользу пени за период с 1 марта 2017 года по 1 июня 2018 года.
Ответчик Стариков А.А. иск не признал, указав, что задолженности за потребленные коммунальные услуги (тепловая энергия) за заявленный к взысканию период у него не имеется, пени начислены неправомерно. Ссылался на справку КГУП "Примтеплоэнерго", Михайловский филиал N456 от 15 марта 2017 года и справку администрации Ханкайского муниципального района Приморского края от 31 марта 2017 года об отсутствии задолженности за коммунальные услуги, в том числе и тепловую энергию. Оспаривал расчет истца, полагая неверным определение периода начисления платы за тепловую энергию.
Решением мирового судьи судебного участка N 89 Ханкайского судебного района Приморского края от 3 июня 2019 года частично удовлетворены исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго", Ханкайский филиал к Старикову А.А. о взыскании задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги, со Старикова А.А. в пользу КГУП "Примтеплоэнерго", Ханкайский филиал взыскана задолженность по оплате за оказанные коммунальные услуги за период с 1 марта 2017 года по 31 марта 2017 года в размере "данные изъяты", пеня, образовавшаяся за период с 1 марта 2017 года по 1 июня 2018 года, в размере "данные изъяты" и расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Апелляционным определением Ханкайского районного суда Приморского края от 19 августа 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Стариков А.А. просит отменить вышеуказанные судебные постановления, ссылаясь на неверное применение норм материального права и процессуального права. Указывает, что судом применен закон, не подлежащий применению, - решение Камень-Рыболовского сельского поселения от 24 ноября 2008 года N 212. Полагает, что истцом безосновательно произведен перерасчет задолженности, а также неверно определен период отопления.
От истца поступили возражения на кассационную жалобу Старикова А.А, в которых указано на соблюдение судами норм материального и процессуального права при разрешении настоящего гражданского дела и отсутствие законных оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы ответчика, возражения истца, Девятый кассационный суд общей юрисдикции полагает апелляционное определение по делу подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения норм материального права допущены при разрешении настоящего спора.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу положений части 1 статьи 157 ЖК Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, абзацем 1 пункта 42(1) которых предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1)).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац 3 этого же пункта).
В силу пункта 42(2) этих же Правил (в редакции от 26.12.2016, применяемых к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.) способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2).
Пунктом 3 этого же Постановления установлено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, квартира "адрес" предоставлена Старикову А.А. на основании договора найма служебного жилого помещения N от 21 октября 2013 года, который прекращен 31 марта 2017 г. Стариков А.А. являлся потребителем коммунальной услуги по отоплению, предоставляемой КГУП "Примтеплоэнерго".
Плата за теплоснабжение данного многоквартирного дома начислялась равномерно в течение календарного года. С 1 марта 2017 года в доме введены в действие общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя, в связи с чем начисление платы за данную коммунальную услугу производится по приборам учета.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции признали факт изменения способа оплаты тепловой энергии и правомерность действий истца по корректировке размера платы за январь и февраль 2017 года.
При этом ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций не указали в судебных актах, каким именно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с оплаты равномерно в течение календарного года на оплату в течение отопительного периода.
По смыслу приведенных нормативных положений, установка в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии не приводит автоматически к изменению способа оплаты данной коммунальной услуги, а влечет только изменение формул, предусмотренных указанными выше Правилами, для определения размера оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Как предусмотрено частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению до установки в многоквартирном доме приборов учета должен производиться по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1)), которые учитывают способ оплаты коммунальной услуги по отоплению.
При таких обстоятельствах при разрешении возникшего спора судам следовало установить, какой способ оплаты коммунальной услуги по отоплению установлен органом государственной власти Приморского края в отношении Ханкайского муниципального района, изменялся ли способ оплаты в период возникновения спорных правоотношений, соответствует ли расчет размера платы за спорный период установленным законодательством формулам. В зависимости от установленных обстоятельств решить вопрос о наличии либо отсутствии у ответчика задолженности по оплате данной коммунальной услуги.
Указанные выше обстоятельства судами не установлены, выводы основаны на нормативных актах органов местного самоуправления, противоречащих нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вывод суда апелляционной инстанции о соответствии расчета задолженности по отоплению положениям постановления Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 г. сделан без учета того обстоятельства, что данное постановление утратило силу с 1 июля 2016 г.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что поименованные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационный суд находит апелляционное определение Ханкайского районного суда Приморского края от 19 августа 2019 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Ханкайского районного суда Приморского каря от 19 августа 2019 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Судья Т.И. Украинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.