Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о возложении обязанности по перечислению денежных средств на социальную транспортную карту
по кассационной жалобе ФИО6
на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 мая 2019 года Одинец Ф.Ф. обратился в суд с иском к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что от министерства социальной защиты населения Хабаровского края, ему, как инвалиду второй группы, выдана транспортная карта, которая будет пополняться на 300 рублей ежемесячно. По расчетам истца, данная сумма не гарантирует исполнение его права на бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте на протяжении оплачиваемого ответчиком месяца. Для исполнения права на бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте Одинцу Ф.Ф. необходимо перечислять на транспортную карту 5 600 рублей в месяц. Просил возложить на министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязанность перечислять ему ежемесячно на социальную персональную транспортную карту Хабаровского края N N сумму в размере 5 600 рублей.
11 июня 2019 года Одинец Ф.Ф. обратился в суд с аналогичным иском к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о возложении обязанности по перечислению денежных средств на социальную транспортную карту в размере 5800 рублей.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 июля 2019 года гражданские дела по иску Одинца Ф.Ф. к министерству социальной защиты населения Хабаровского края о возложении обязанности по перечислению денежных средств на социальную транспортную карту, объединены в одно производство.
Представитель министерства социальной защиты населения Хабаровского края с иском не согласился, указал, что перечисление денежных средств в указанном истцом размере не закреплено на законодательном уровне.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Одинец Ф.Ф. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу министерство социальной защиты населения Хабаровского края просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Одинца Ф.Ф. - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 названного закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации, предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 7.2 Закона Хабаровского края от 20 сентября 2018 года N 360 "О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края", гражданам, которые имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения предоставляется в порядке и на условиях, установленных Правительством края.".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 постановления Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2018 года N 495-пр "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края" (далее - Порядок), в 2019 году проезд на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты предоставляется по выбору граждан путем реализации права выбора на получение ежемесячной денежной выплаты либо на предоставление проезда с применением социальной транспортной карты до 30 ноября 2019 года включительно.
В соответствии с Порядком, право на предоставление проезда на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты имеют, в том числе, граждане, имеющие право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проезд на транспорте общего пользования с применением социальной транспортной карты гражданам, имеющим право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляется на сумму 300 рублей в месяц.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2018 года N 495-пр "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения на территории Хабаровского края", исходили из реализации истцом, являющимся инвалидом 2 группы, права выбора между получением ежемесячной денежной суммы или предоставления проезда с применением социальной транспортной карты. Поскольку государственные меры социальной поддержки инвалидов не направлены на полное возмещение расходов, связанных с проездом в общем транспорте городского сообщения, суды не нашли оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационных жалоб, допущено не было.
Ссылка в кассационной жалобе Одинца Ф.Ф. на то, что в апелляционном определении не отражены его доводы, указанные в жалобе, и не оценены судом апелляционной инстанции, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. В апелляционном определении судом выражено согласие с выводом суда первой инстанции об ошибочном доводе Одинца Ф.Ф. о недостаточном размере суммы 300 рублей, перечисляемой на используемую им социальную транспортную карту. При этом суды исходили из того, что государственные меры социальной поддержки инвалидов не направлены на полное возмещение расходов, связанных с проездом в общем транспорте городского сообщения.
Доводам истца об ошибочном указании в решении суда о перечислении истцу 1000 рублей также судом апелляционной инстанции дана оценка, с указанием на то, что названное обстоятельство не влечет отмену судебного постановления и выводов суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по перечислению на социальную транспортную карту денежных средств в заявленном истцом размере, не опровергает.
Судом верно указано о том, что фактически доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального права, изменение их содержания при принятии обжалуемых судебных постановлений, подлежат отклонению, так как направлены на неверное толкование истцом норм материального и процессуального закона. Применение и толкование закона судами при рассмотрении дела произведено правильно.
Несогласие с оценкой судами доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.