N 88а-10992/2020
10 апреля 2020 года |
г. Москва |
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Смирнова Е.Д, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационную жалобу директора Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области Воякиной Т.Ю. на определение судьи Тамбовского областного суда от 3 декабря 2019 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 января 2020 года, вынесенные по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Трансавто-М" о взыскании расходов (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-197/2019), установила:
Решением Тамбовского областного суда от 2 июля 2019 года, вступившим в законную силу 6 августа 2019 года, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2310115 рублей, по состоянию на 18 марта 2015 года:
земельного участка с кадастровым номером N в размере 3715000 рублей;
земельного участка с кадастровом номером N в размере 56524 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 84380 рублей.
ООО "Трансавто-М" обратилось в суд с заявлением о взыскании с Администрации Тамбовской области понесенных по делу судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 8000 рублей, по оплате судебной экспертизы - 55000 рублей, услуг оценщика - 90000 рублей, услуг представителя - 94000 рублей, всего 247000 рублей.
Определением Тамбовского областного суда от 3 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 января 2020 года, заявление ООО "Трансавто-М" удовлетворено частично, с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области в пользу ООО "Трансавто-М" взысканы судебные расходы в размере 81500 рублей, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе директора Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области Воякиной Т.Ю. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности и принятии судебного акта о взыскании судебных расходов в размере 81500 рублей в пользу ООО "Трансавто-М" с Администрации Тамбовской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
Разрешая заявленное требование о взыскании судебных расходов и отказывая в его удовлетворении в части, суд первой инстанции исходил из того, что утвержденная в порядке государственной кадастровой оценки постановлением Администрации Тамбовской области от 21 ноября 2014 года N 1443 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2014 года в размере 6090162 руб. 90 коп. и определенная ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 марта 2015 года в размере 204921 руб. 05 коп. имеют расхождение с определенной в индивидуальном порядке их рыночной стоимостью в 2, 6 и 2, 4 раза соответственно, что укладывается в приемлимый диапазон отклонений и, следовательно, не может свидетельствовать об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки этих участков, повлекшей нарушение прав административного истца как налогоплательщика.
В связи с этим во взыскании судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости названных земельных участков, отказал.
Взыскивая судебные расходы, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N, суд первой инстанции указал на то, что определенная ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области по состоянию на 15 марта 2015 года их кадастровая стоимость в размере 121256960 рублей и 279611 руб. 90 коп. соответственно значительно превышает кадастровую стоимость, установленную судом в размере их рыночной стоимости (в 3, 3 раза и в 5 раз соответственно), что не укладывается в приемлимый диапазон отклонений и свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика и об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки принадлежащих ему указанных земельных участков.
Определяя размер подлежащих взысканию судебных расходов в размере 81500 рублей, суд учел понесенные административные истцом расходы пропорционально удовлетворенной части, а именно:
расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей;
расходы по оценке земельных участков в размере 45000 рублей;
расходы по оплате судебной экспертизы в размере 27500 рублей;
расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
При этом суд сделал вывод, что эти расходы подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, которым с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" является ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций о взыскании судебных расходов с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N были образованы путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером N и кадастровая стоимость земельных участков в данном случае определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Как ранее действующее законодательство (статьи 24.15, 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ в прежней редакции), Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 (действовавшее до 1 января 2019 года), так и действующее в настоящее время законодательство (статьи 14, 15 Федерального закона N 237-ФЗ) разделяют понятия "определение кадастровой стоимости" и "утверждение результатов определения кадастровой стоимости". При этом полномочиями по утверждению результатов определения кадастровой стоимости был наделен и по настоящее время соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Из Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 следует, что в рамках проведения государственной кадастровой оценки (то есть при определении кадастровой стоимости) утверждаются, в том числе и удельные показатели кадастровой стоимости.
Согласно Уставу, утвержденному Приказом Росреестра от 1 сентября 2011 года N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" является государственным некоммерческим бюджетным учреждением, осуществляет исполнение переданных ему в установленном действующим законодательством порядке отдельных полномочий Росреестра, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, государственную кадастровую оценку, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Росреестра от 1 сентября 2011 года N П/331, пунктом 226 Приказа ФГБУ ФКП Росреестра от 30 декабря 2016 года N П/533 ФГБУ ФКП Росреестра (и его филиалы) обладают правом на определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Правом на утверждение результатов определения кадастровой стоимости ФГБУ "ФКП Росреестра" (включая его филиалы) вышеназванными актами или иными нормативными правовыми актами не наделено.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 21 ноября 2014 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Тамбовской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Тамбовской области, в том числе утвержден удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала N, использованный при определении оспоренной кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности не является утверждением результатов определения кадастровой стоимости, т.к. не соответствует законодательству и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В данном случае органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является Администрация Тамбовской области, привлеченная к участию в деле в качестве административного ответчика, с которой и подлежат взысканию соответствующие расходы по настоящему делу.
В этой связи обжалуемые судебные постановления не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Вместе с тем, судами не установлен главный распорядитель средств, предусмотренных в бюджете Тамбовской области, применительно к предъявленному ООО "Трансавто-М" требованию, что может быть исправлено только при новом рассмотрении вопроса о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
определение судьи Тамбовского областного суда от 3 декабря 2019 года и апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 января 2020 года отменить.
Административное дело направить в Тамбовский областной суд для рассмотрения вопроса о взыскании судебных расходов.
Судья Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.