Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО15 Л.Н, судей ФИО16 Л.В, ФИО17 Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Ярославской области "Южный водоканал", Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об обязании привести пожарные гидранты в соответствие с требованиями противопожарного режима в Российской Федерации
по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в лице ФИО18 Леонида Анатольевича на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 30 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи ФИО15 Л.Н, объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ФИО20 О.С, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО21 В.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ростовский межрайонный прокурор Ярославской области (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному предприятию Ярославской области "Южный водоканал" (далее также - ГП ЯО "Южный водоканал"), Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о возложении обязанности привести пожарные гидранты в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, ТОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по обращениям главного государственного инспектора Ростовского, Борисоглебского и Гаврило-Ямского районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам и начальника Ростовского местного пожарно-спасательного гарнизона была проведена проверка, в ходе которой выявлено неисправное состояние пожарных гидрантов в количестве 212 штук, расположенных на территории г.п. Ростов, находящихся на праве хозяйственного ведения у ответчиков. Неисправность пожарных гидрантов создает опасность для жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасные условия проживания.
Представитель ГП ЯО "Южный водоканал" возражала против удовлетворения исковых требований, при этом просила предоставить один год на проведение работ по приведению пожарных гидрантов в исправное состояние.
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку пожарные гидранты принадлежат непосредственно ГП ЯО "Южный водоканал" на праве хозяйственного ведения.
Третьи лица в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали.
Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 30 мая 2019 г. на ГП ЯО "Южный водоканал" и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области возложена обязанность привести в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, ТОСТ Р 53961-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" пожарные гидранты, расположенные по адресам: Ярославская обл, г. Ростов, ул. Окружная, д. 51; Ярославская обл, г. Ростов, ул. Окружная, д. 54; Ярославская обл, г. Ростов, ул. Луначарского, д. 48 (ТЦ "Атрус", N 1); Ярославская обл, г. Ростов, перекресток ул. Ленинская и Радищева; Ярославская обл, перекресток ул. Октябрьская и Московская; Ярославская обл, г. Ростов, перекресток ул. М. Алексеева и 50 лет Октября; Ярославская обл, г. Ростов, перекресток ул. Пролетарская и Революции; Ярославская обл, г. Ростов, ул. Ленинская, д. 8.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 августа 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, принятии по делу нового судебного постановления.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО15 Л.Н. от 27 ноября 2019 г. кассационная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в лице Золотова Л.А. принята к производству суда и передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель Государственного предприятия Ярославской области "Южный водоканал" и представители третьих лиц по делу в заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении дела слушанием не заявляли.
В соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области ФИО20 О.С. доводы кассационной жалобы поддержала.
В своих письменных возражениях и.о. старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ярославской области ФИО24 К.Н, принимавшая участие в рассмотрении дела, просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО21 В.В. полагала принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций такого характера нарушений не допущено, оснований к отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Ростовского муниципального района от 24.04.2017 г. N 556 и распоряжения Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 24.04.2017 г. N 82 за муниципальным унитарным предприятием "Ростовская энергетическая компания" закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, относящееся к объектам, составляющим единую централизованную систему водоснабжения и водоотведения, расположенную на территории Ростовского муниципального района Ярославской области, первоначальной стоимостью "данные изъяты". (л.д. 14, 17).
Согласно акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 24.04.2017 г. N 233 в ведение МУП "РЭК" передано недвижимое имущество, в том числе пожарные гидранты в количестве 212 штук (л.д. 20-22).
Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 24.11.2017 г. N 1478-р МУП "РЭК" переименовано в государственное предприятие Ярославской области "Южный водоканал" и передано в собственность Ярославской области (л.д. 23-24).
В 2018 году по результатам проведенной проверки Ростовской межрайонной прокуратурой Ярославской области выявлено 100 пожарных гидрантов, находящихся в неисправном состоянии. В адрес и.о. директора ГП ЯО "Южный водоканал" 09.01.2019 г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности, о федеральной безопасности (л.д. 27-34).
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь требованиями ст. ст. 68, 126, 127 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при том, что факт неисправности пожарных гидрантов сторонами не оспаривался.
Удовлетворяя исковые требования суд исходил из того, что неисправность пожарных гидрантов создает опасность жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасные условия проживания и своевременное оперативное устранение возникающих пожароопасных ситуаций, а также несвоевременному устранению возникающих последствий возможного террористического акта, увеличению численности пострадавших, что не способствует минимизации последствий проявлений терроризма.
Возлагая ответственность по приведению пожарных гидрантов в исправное состояние на ГП ЯО "Южный водоканал" и Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, районный суд исходил из того, что поскольку пожарные гидранты являются неразрывной частью системы водоснабжения, постольку именно ответчики являются обязанными лицами по техническому обслуживанию и содержанию пожарных гидрантов как собственник водонапорных сетей и организация, эксплуатирующая их.
Правовых оснований для установления ответчикам дополнительного срока, предусмотренного ст. 206 ГПК РФ, для проведения работ по пожарным гидрантам, суд не усмотрел.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами согласилась, оставив без изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по содержанию пожарных гидрантов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ГП ЯО "Южный водоканал", должно нести указанное предприятие, а потому Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области является ненадлежащим ответчиком по делу, были предметом изучения нижестоящих судебных инстанций, в обжалуемых судебных актах им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой не имеется.
Применительно к положениям ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 г. N 167 определено, что "водоснабжение" - это технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. "Централизованная система коммунального водоснабжения" - это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. Централизованные системы коммунального водоснабжения, являющиеся важнейшими системами жизнеобеспечения, предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, производства пищевой продукции и пожаротушения.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (ст. ст. 126, 127 Закона).
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Пунктом 1 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органом местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В силу ст. 62 Федерального закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (п. 3).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. ч. 2, 3 ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях, наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением последних охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования, а значит тех же конечных потребителей.
Согласно ст. 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Ярославской области от 29.12.2016 г. N 104-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения" к полномочиям органов государственной власти Ярославской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований - организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, нижестоящие судебные инстанции пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, в том числе к Департаменту, поскольку сети водоснабжения г. Ростова Ярославской области, в состав которых как сложной вещи входят спорные пожарные гидранты, не являющиеся самостоятельными объектами, то есть функционирование их отдельно от водопроводной сети без обеспечения подачи воды невозможно, находятся в муниципальной собственности Ярославской области, от имени которой в гражданском обороте выступает Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 195 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Вывод судов о возложении обязанности по приведению пожарных гидрантов в соответствие с установленными требованиями, в том числе, на Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области - орган местного самоуправления, выступающий от имени собственника имущества, в состав которого входят пожарные гидранты, указанным выше положениям закона не противоречит.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда и определения судебной коллегии, не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 379.6, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского районного суда Ярославской области от 30 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 1 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в лице ФИО18 Леонида Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.