1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Пестуновича В.И. и Царькова В.Н. при секретаре судебного заседания Ильине Ф.И. с участием административного истца и представителя административного ответчика Беркутовой И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение 224 гарнизонного военного суда от 19 декабря 2019 года по административному исковому заявлению военнослужащего ВУНЦ ВМФ ВМА "данные изъяты" Новикова Максима Олеговича об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) о включении в список военнослужащих, отказавшихся от предложенных жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н, объяснения представителя административного ответчика Беркутовой И.В. в обоснование доводов апелляционной жалобы и административного истца Новикова М.О, возражавшего против удовлетворения жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Новиков обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия ЗРУЖО по уведомлению начальника ВУНЦ ВМФ ВМА письмом от 24 сентября 2019 года N об отказе Новикова 18 июля 2018 года от жилого помещения специализированного жилищного фонда и обязать ЗРУЖО исключить из указанного письма эти сведения, а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Гарнизонный военный суд удовлетворил административное исковое заявление и признал незаконным решение ЗРУЖО от 24 сентября 2019 года, выраженное в уведомлении начальника ВУНЦ ВМФ ВМА об отказе Новикова 18 июля 2018 года от предложенного специализированного жилого помещения, обязав ЗРУЖО в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу исключить сведения об отказе Новикова от жилого помещения, о чем в тот же срок уведомить начальника ВУНЦ ВМФ ВМА.
Также суд взыскал с ЗРУЖО в пользу Новикова через лицевой счет федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обращении решения к немедленному исполнению суд административному истцу отказал.
В апелляционной жалобе представитель ЗРУЖО Беркутова И.В, просит решение суд первой инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Оспаривая вывод суда о том, что Новиков не отказывался от жилого помещения, а в силу объективных причин не смог в него заселиться, автор жалобы ссылается на факт заполнения административным истцом корешка N к сообщению о предлагаемом жилом помещении от 18 июля 2018 года N, содержащего его отказ от предоставления жилого помещения.
Поскольку законность действий ЗРУЖО по предоставлению жилого помещения Новиков не оспаривал, их оценка судом, по мнению представителя административного ответчика, свидетельствует о рассмотрении и разрешении требований, не относящихся к предмету спора.
Воспроизводя содержание пунктов 4 и 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поданем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 мая 2016 года N 303 (далее - Инструкция), автор жалобы приходит к выводу о том, что отказ военнослужащего от распределенного жилого помещения не является безусловным основанием для прекращения ему выплаты денежной компенсации за наем (поднаем), а также не свидетельствует об утрате им права на предоставление специализированного жилого помещения по месту прохождения военной службы.
Ссылаясь на пункт 14 Инструкции и пункт 2 примечаний к форме, содержащейся в приложении N 3 к ней, представитель административного ответчика утверждает, что внесение в графу 9 списка об обеспеченности военнослужащих жилыми помещениями иной формулировки, кроме "отказался от жилого помещения", ничем не предусмотрено, а оценка причин отказа военнослужащего от предложенного служебного жилого помещения в полномочия ЗРУЖО не входит.
Сам по себе список, направленный ЗРУЖО в адрес начальника ВУНЦ ВМФ ВМА, распорядительным актом не является, а отражает лишь факт, связанный с жилищным обеспечением Новикова и, как следствие, его прав не нарушает.
В заключение жалобы ее автор указывает на то, что направление ЗРУЖО в сентябре 2019 года оспариваемой информации не могло служить безусловным основанием для прекращения выплаты Новикову компенсации за наем (поднаем) жилья, поскольку аналогичная информация ранее неоднократно направлялась в адрес начальника ВУНЦ ВМФ ВМА.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец, считая доводы апелляционной жалобы необоснованными, просит принятое по делу решение оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующему.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного акта, судом не допущено.
Как установлено по делу, Новиков с декабря 2017 года проходит военную службу по контракту в "данные изъяты" и относится к категории военнослужащих, которые в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь период военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями (л.д. 54-55).
С 06 февраля 2018 года Новиков был включен в список военнослужащих на предоставление служебных жилых помещений и, вследствие необеспеченности таким жильем, осуществлял наем жилого помещения в "данные изъяты" и по месту прохождения военной службы и обеспечивался денежной компенсацией за наем (поднаем) жилого помещения.
Приказом начальника ВУНЦ ВМФ ВМА от 17 октября 2019 года N выплата указанной компенсации прекращена Новикову с 01 сентября 2019 года. Основанием для принятия такого решения послужила поступившая из ЗРУЖО информация, изложенная в приложенном к письму от 24 сентября 2019 года N списке (пункт 35) об отказе Новикова от предложенного жилого помещения, распределенного ему 18 июля 2018 года (л.д. 6-9, 10-12).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно оценивал действия жилищного органа, связанные с достоверностью направленной информации, поскольку именно эти действия явились основанием для прекращения реализации права административного истца на получение денежной выплаты, а административное дело рассмотрено судом в пределах заявленных административным истцом требований.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, одним из условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием вне зависимости от того, заселились ли военнослужащие в предоставленные жилые помещения или отказались от них.
В целях определения условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации пунктами 4, 15-18 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, установлен порядок взаимодействия командования воинских частей (организаций), финансово-экономических органов и уполномоченных органов (их структурных подразделений).
В рамках взаимодействия уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня получения списков на выплату денежной компенсации представляет в финансово-экономические органы сведения по рекомендуемой форме о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и об обеспеченности их жилыми помещениями (пункты 4 и 17 Инструкции).
Приказ о выплате денежной компенсации издается только после получения воинской частью соответствующих сведений, свидетельствующих о наличии оснований для ее получения (пункт 19 Инструкции).
При этом в соответствии с пунктом 8 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления военнослужащим жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте.
Пунктом 2 примечаний к соответствующей форме (приложение N 3 к Инструкции) определено, что в случае отказа военнослужащего от предлагаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, в соответствующей графе вписываются слова "отказался от жилого помещения" и указывается дата распределения военнослужащему жилого помещения.
Поскольку юридические последствия сведений об отказе Новикова от предложенного жилого помещения в общежитии, содержащихся в приложенном к письму от 24 сентября N списке (пункт 35), аналогичны фактическому предоставлению ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, ЗРУЖО при направлении этой информации должно было убедиться в том, что ему предложено надлежащее жилое помещение, готовое к заселению.
В силу части 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 65 ЖК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение. Аналогичные обязанности наймодателя закреплены в подпункте 1 пункта 15 Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Как видно из сообщения о предлагаемом жилом помещении от 18 июля 2018 года, полученного Новиковым 27 августа 2018 года, ему для заселения предложена комната в общежитии общей площадью 21, 1 кв.м, находящейся по "адрес".
31 августа 2018 года Новиков от заселения в предложенное жилое помещение письменно отказался, ссылаясь на проживание в нем другого лица на основании ордера от 30 октября 1989 года, выданного ВУНЦ ВМФ ВМА (л.д. 17). Данное обстоятельство также нашло свое подтверждение в акте осмотра от 31 августа 2019 года N, составленном с участием заведующей общежитием (л.д. 18).
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно оценил фактические обстоятельства дела, исходя из которых пришел к обоснованному выводу о том, что информация об отказе Новикова от предоставленной комнаты в общежитии неправомерно включена в сведения о предоставленных жилых помещениях.
Учитывая, что корешок к сообщению о предлагаемом жилом помещении, в котором Новиков высказался о невозможности заселения, возвращен в ЗРУЖО, указанный орган мог как самостоятельно, так и через руководство общежитием убедиться, соответствует ли приведенное Новиковым обоснование отказа действительности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном включении административным ответчиком в форму, предусмотренную пунктами 4, 17 и приложением N 3 к Инструкции, сведений об отказе Новикова от предложенного жилого помещения, поскольку эти сведения в силу установленных в военном ведомстве правил повлекли прекращение ему по месту прохождения военной службы выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска в этой части является законным и обоснованным.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются значимыми и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение 224 гарнизонного военного суда от 19 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Новикова Максима Олеговича оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.