1-й ЗАПАДНЫЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе председательствующего Савельева И.Г, судей Постникова В.Н. и Кунцевича Ю.М. при секретаре судебного заседания Филипченко Г.Е. рассмотрел материалы дела по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Голубевой Т.В. на решение Вологодского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению "данные изъяты" Веремейчука Вячеслава Андреевича об оспаривании решения жилищной комиссии Управления о снятии с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Кунцевича Ю.М, объяснения административного истца Веремейчука В.А. и его представителя Носиковой Ю.А, возражавших против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Веремейчук обратился в военный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления от 21 августа 2019 г, оформленного протоколом N и утвержденного распоряжением Управления от 23 августа 2019 г. N, о снятии его составом семьи два человека (он и супруга) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и просил обязать административных ответчиков восстановить его на данном учете.
Суд первой инстанции признал незаконным решение жилищной комиссии Управления от 21 августа 2019 г. (протокол N), а в остальной части - отказал в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков выражает несогласие с решением суда, в той части, которой решение жилищной комиссии Управления признано незаконным, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Веремейчука.
Он указывает, что материалами дела установлен факт представления Веремейчуком в жилищный орган недостоверных сведений, что применительно к пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и послужило основанием для снятия его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В частности, административный истец при подаче в 2018 г. заявления о постановке на жилищный учет скрыл от жилищной комиссии Управления факт обеспечения его в качестве члена семьи военнослужащего жилым помещением в "данные изъяты", которым он в 2003 г. распорядился по своему усмотрению. Данные обстоятельства и основания для снятия с учета, вопреки выводам суда, подробно изложены в описательной части решения (протокол N) жилищной комиссии Управления от 21 августа 2019 г.
Считает, что суд нарушил нормы материального права, применив не подлежащую применению редакцию абзаца 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. ФЗ N 416- ФЗ от 2 декабря 2019 г.).
Утверждает, что данная редакция закона в части вопроса о повторном обеспечении жильем военнослужащих не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие на период 21 августа 2019 г.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
По делу установлено, что 28 марта 2018 г. Веремейчук, относящийся к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, и достигший 20 лет выслуги, обратился в жилищную комиссию Управления с заявлением о постановке его составом семьи два человека (он и супруга) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в "данные изъяты".
Решением жилищной комиссии Управления от 10 мая 2018 г, оформленным протоколом N и утвержденным распоряжением Управления от 15 мая 2018 г. N, административный истец в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" принят на данный учет.
При этом из содержания данного решения следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 19 января 2018 г. N и свидетельству о государственной регистрации права от 18 сентября 2000 г. N Веремейчуку принадлежала ? доли в трехкомнатной квартире общей площадью 59, 2 кв.м по "адрес". Право собственности на квартиру прекращено 14 октября 2003 г. Однако это обстоятельство не является препятствием к постановке административного истца на учет, поскольку прошел установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок со дня совершения им намеренных действий, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии Управления от 21 августа 2019 г, оформленным протоколом N и утвержденным распоряжением Управления от 23 августа 2019 г. N, Веремейчук снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, в связи с выявлением в представленных им документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.
Основанием к принятию данного решения явился письменный ответ Минстроя России от 24 июля 2019 г. N на запрос жилищной комиссии Управления о том, что Веремейчук в 2000 г. уже был обеспечен в качестве члена семьи военнослужащего - своего отца, реализовавшего выданный ему и членам его семьи (он, супруга, двое сыновей) жилищный сертификат N от 03 июля 2000 г, что, по мнению административных ответчиков, препятствует повторному обеспечению его жилым помещением за счет государственных средств.
Однако решение уполномоченного органа о снятии административного истца с жилищного учета нельзя признать законным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Согласно частям 2, 4, 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу пункта 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, и пункта 3 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 301 (вступил в силу 8 октября 2019 г.) "Об утверждении порядка учета военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий" для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы:
- копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.
- копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
- копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что административный истец в соответствии с требованиями пункта 3 Правил представил необходимый перечень документов, а уполномоченный орган не посчитал необходимым поставить на обсуждение вопрос относительно источника, из которого жилое помещение поступило в его собственность.
Как установлено по делу, такой вопрос в рамках своей компетенции был поставлен жилищной комиссией Управления значительно позже принятия Веремейчука на учет. Очевидно, что при таких обстоятельствах жилищному органу необходимо было дать оценку своим действиям при решении вопроса о принятии административного истца на учет.
Этот вывод прямо вытекает из требований пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, который предусматривает два самостоятельных основания для снятия граждан с учета, а именно:
- в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий учет.
- когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Очевидно, что жилищная комиссия Управления, принимая оспариваемое решение, не рассматривала вопрос правомерности своих действий при постановке Веремейчука на жилищный учет.
В соответствии с разъяснениями, имеющимися в абзаце втором пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действия, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являющиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействие.
Следовательно, поскольку представленные Веремейчуком документы содержали соответствующие действительности сведения, а жилищный орган не посчитал свои действия неправомерными при решении вопроса о принятии его на учет, судебная коллегия применительно к части 5 статьи 310 КАС РФ признает по существу правильным вывод суда первой инстанции о незаконности решения жилищной комиссии Управления о снятии Веремейчука с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут являться значимыми и, как следствие, повлиять на существо принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Вологодского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Веремейчука Вячеслава Андреевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.