2-й Восточный окружной военный суд в составе:
председательствующего Гордиенко Ю.А, судей Даутова М.Ф. и Гордеевой Е.О, при секретаре судебного заседания Кучерове А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а132/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 "... " Осколкова Максима Анатольевича об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа (далее - ЦВО), связанных с прекращением выплаты ежемесячных надбавок за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также бездействия данного воинского должностного лица, выразившегося в невыплате премии за добросовестное и эффективное выполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи, по апелляционной жалобе представителя командующего войсками ЦВО Петренко В.В. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Гордеевой Е.О, изложившей обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
10 июня 2019 года Осколков М.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, оспорил законность действий командующего войсками ЦВО, связанных с изданием приказов о прекращении ему выплаты ежемесячных надбавок за классную квалификацию, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также бездействия, выразившегося в невыплате ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее - премия) и ежегодной материальной помощи за 2019 год. Административный истец просил возложить на должностное лицо обязанность по выплате ему материальной помощи за 2019 год, премии за период с 1 августа 2018 года по 4 августа 2019 года, ежемесячной надбавки за классную квалификацию за период с 1 августа по 15 сентября 2018 года, ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 1 августа 2018 года по 4 августа 2019 года (л.д. 1-5 т. 1, л.д. 43 (оборот) т. 2).
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2019 года административное исковое заявление Осколкова М.А. удовлетворено частично.
Судом признано незаконным бездействие командующего войсками ЦВО, связанное с непринятием решений о выплате Осколкову М.А. премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с 1 августа 2018 года по 4 августа 2019 года и о выплате материальной помощи за 2019 год.
На воинское должностное лицо судом возложены обязанности принять в установленном законом порядке решение о выплате Осколкову М.А. премии за период с 1 августа 2018 года по 4 августа 2019 года, издав соответствующие приказы, издать приказ о выплате Осколкову М.А. материальной помощи за 2019 год в порядке и размерах, установленных действующим законодательством; внести необходимые сведения в базу данных Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" для производства Осколкову М.А. перерасчета.
Также судом постановлено взыскать с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в пользу Осколкова М.А. судебные расходы в размере 300 рублей.
Судом отказано в удовлетворении требований Осколкова М.А. о признании незаконными действий командующего войсками ЦВО, связанных с прекращением выплаты ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за классную квалификацию с 1 августа 2018 года, и о возложении на должностное лицо обязанностей по установлению, перерасчету и выплате надбавки за классную квалификацию за период с 1 августа 2018 года по 15 сентября 2018 года, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 1 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года, а также о признании незаконным бездействия командующего войсками ЦВО, выразившегося в невыплате ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 1 января по 4 августа 2019 года, и о возложении на должностное лицо обязанности по установлению, перерасчету и выплате этой надбавки за этот период.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Петренко В.В. просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование указывает на то, что судом первой инстанции не учтены положения п. 154 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок), и то обстоятельство, что войсковая часть 00000 расформирована с 1 августа 2018 года, а занимаемая Осколковым М.А. должность сокращена, на иные воинские должности он не назначался, временное исполнение обязанностей по вакантной воинской должности на него не возлагалось. Как считает Петренко В.В, состав выплачиваемого Осколкову М.А. денежного довольствия свидетельствует о его нахождении в распоряжении воинского должностного лица.
Не согласен автор жалобы с выводом суда относительно нарушения порядка зачисления Осколкова М.А. в распоряжение воинского должностного лица в связи с организационно-штатными мероприятиями; утверждает, что производство ежемесячных дополнительных выплат, как это определено Министром обороны РФ, зависит от нахождения военнослужащего на воинской должности и исполнения им должностных обязанностей. При этом премия выплачивается с обязательным учетом приведенных в п. 80 Порядка обстоятельств. По мнению автора жалобы, вывод суда о наличии у административного истца права на получение премии только в связи с отсутствием факта привлечения административного истца к дисциплинарной ответственности является необоснованным.
Петренко В.В. обращает внимание на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих факт поступления командующему войсками ЦВО рапорта военнослужащего о выплате материальной помощи за 2019 год или обращения Осколкова М.А. непосредственно к командующему. Полагает, что факт совершения должностным лицом действий (бездействия), нарушающих права административного истца в указанной части, своего подтверждения не нашел. Считает, что суду надлежало учесть положения п. 85 Порядка о том, что военнослужащим, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с денежным довольствием за декабрь текущего года.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно приказу командующего войсками ЦВО от 17 августа 2015 года N "... " Осколков М.А. полагается принявшим дела и воинскую должность в войсковой части 00000 с 1 августа 2015 года (л.д.10 т. 1).
Приказом командующего войсками ЦВО от 26 января 2018 года N "... " (параграф 1) Осколкову М.А. с 1 января 2018 года установлена к выплате ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20% оклада по воинской должности (допуск к сведениям с грифом "совершенно секретно") (л.д. 78 т. 1).
Приказом командира войсковой части 00000 от 12 сентября 2016 года N "... " Осколкову М.А. с 16 сентября 2016 года присвоена классная квалификация "специалист 3 класса" (л.д. 143 т. 1).
Приказом командующего войсками ЦВО от 21 октября 2016 года N "... " (параграф 2) Осколкову М.А. с 16 сентября 2016 года по 15 сентября 2018 года установлена к выплате ежемесячная надбавка за классную квалификацию в размере 5% к окладу по воинской должности (л.д. 154 т. 1).
На основании приказа командующего войсками ЦВО от 17 августа 2018 года N "... " (параграф 4) Осколкову М.А. прекращена выплата надбавки к окладу по воинской должности за классную квалификацию с 1 августа 2018 года (л.д. 87 т. 1).
Согласно приказу этого же воинского должностного лица от 4 сентября 2018 года N "... " Осколкову М.А. с 1 августа 2018 года прекращена выплата процентных надбавок к окладу по воинской должности (л.д. 88, 155 т. 1).
В качестве основания для издания приказов N "... " и "... " указана директива Министра обороны РФ от 31 мая 2018 года N Д-25, согласно которой воинская часть, в которой Осколков М.А. проходил военную службу, подлежала расформированию до 1 августа 2018 года (л.д. 121-122 т. 1).
Денежное довольствие административному истцу с 1 августа 2018 года выплачивалось как военнослужащему, зачисленному в распоряжение воинского должностного лица.
Ликвидационный акт по расформированию войсковой части 00000 утвержден командующим войсками ЦВО 12 мая 2019 года (л.д. 121 т. 1).
Приказом командующего войсками ЦВО от 28 сентября 2018 года N "... " (параграф 4) Осколков М.А. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д. 156-157 т. 1).
Согласно приказу командующего войсками ЦВО от 13 июня 2019 года N "... " (параграф 1) административный истец с 3 августа 2019 года полагается сдавшим дела и должность, с 4 августа 2019 года исключен из списков личного состава воинской части (л.д. 158-159 т. 1).
Как следует из содержания сообщений начальника "... " от 8 июля 2019 года N 50/03-08/8359, а также "... " от 9 июля 2019 года N 42/1/1/1150юр, Осколков М.А. в распоряжение воинских должностных лиц не зачислялся; правопреемник в связи с ликвидацией войсковой части 00000 не определялся (л.д. 148, 157-158 т. 1).
В соответствии с пп. 38 и 39 Порядка, действовавшего в период спорных правоотношений, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты (далее - надбавки) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), а в случае проведения организационно-штатных мероприятий - по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), но не позднее дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, если иное не предусмотрено настоящим Порядком. Надбавки исчисляются исходя из окладов по занимаемым (временно исполняемым) воинским должностям и выплачиваются на основании приказов соответствующих командиров (начальников) одновременно с выплатой окладов денежного содержания. К данным надбавкам относятся ежемесячные надбавки за классную квалификацию и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (раздел III Порядка).
В силу пп. 43 и 46 Порядка военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (третий класс), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию в размере 5% к окладу по воинской должности. Надбавка выплачивается со дня присвоения (подтверждения) военнослужащим классной квалификации (квалификационной категории), оформленного приказом соответствующего командира (начальника), и по день окончания срока, на который присвоена (подтверждена) классная квалификация.
Как следует из пп. 49, 51 и 52 Порядка, военнослужащим за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, на основании приказа соответствующего командира (начальника), который издается в начале календарного года, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 20% оклада по воинской должности. При этом выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем прекращения допуска к государственной тайне или прекращения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Пунктом 77-79 Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячно выплачивается премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей одновременно с выплатой денежного довольствия в месяц, следующий за месяцем, за который выплачивается премия, и в декабре - за декабрь. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премия выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) в размере до 25% оклада денежного содержания в месяц.
Согласно п. 82 Порядка премия не выплачивается военнослужащим:
- проходящим военную службу в воинских частях (организациях), где в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей;
- направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;
- в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;
- увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пп. 1 - 5, 7 - 11 ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
В силу п. 84-86 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их рапорту на основании приказа соответствующего командира (начальника) выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания военнослужащего. Военнослужащим, имеющим право на получение материальной помощи, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой им денежного довольствия за декабрь текущего года.
Пунктом 89 Порядка установлено, что материальная помощь не выплачивается военнослужащим: в период нахождения в распоряжении командиров (начальников); увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пп. 1 - 5, 7 - 11 ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; увольняемым с военной службы в конце текущего года с предоставлением им при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, - за год, в котором оканчивается отпуск.
Часть 1 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Рассматривая требования административного истца относительно законности действий должностного лица, связанных с прекращением выплаты ему ежемесячных надбавок за классную квалификацию за период с 1 августа по 15 сентября 2018 года и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 1 августа по 31 декабря 2018 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данных требований в связи с пропуском административным истцом предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд с административным иском. При этом гарнизонный военный суд обоснованно принял во внимание то, что надбавка за классную квалификацию устанавливалась Осколкову М.А. по 15 сентября 2018 года, а за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - по 31 декабря 2018 года, при этом приказами командующего войсками ЦВО от 17 августа и 4 сентября 2018 года NN "... " и "... " соответственно выплата данных надбавок прекращена, и с данными приказами Осколков М.А. ознакомился не позднее 30 октября 2018 года, но что он сам указывал в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции (л.д. 42 (оборот) т. 2), а с административным иском обратился 10 июня 2019 года, то есть за пределами установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока. Доказательств, свидетельствующих о наличии у административного истца уважительных причин пропуска указанного срока, Осколковым М.А. не представлены.
Что касается невыплаты административному истцу надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 1 января по 4 августа 2019 года, то окружной военный суд находит правильным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия командующего войсками ЦВО, выразившегося в невыплате указанной надбавки за приведенный период.
Разрешая данное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений пп. 49-51 Порядка, а также установленных по делу обстоятельств, в частности, того, что Осколков М.А. со сведениями, составляющими государственную тайну, в 2019 году непосредственно не работал, поскольку в декабре 2018 года секретное делопроизводство в воинской части было закрыто в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в 2019 году он лишь осуществил сдачу в архив Министерства обороны РФ секретных документов. Доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая оценка в решении суда, не соглашаться с которой у окружного военного суда оснований не имеется.
Рассматривая требования административного иска в части невыплаты административному истцу премии за период с 1 августа 2018 года по 4 августа 2019 года и материальной помощи за 2019 год, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости восстановления прав Осколкова М.А. в данной части.
Согласно пп. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).
Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 Федерального закона осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
В целях реализации Федерального закона и Положения приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733 утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.
Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.
Что касается п. 154 Порядка, устанавливающего порядок выплаты денежного довольствия в связи с организационно-штатными мероприятиями, то этот пункт не содержит указаний о его применении без учета других норм права, регулирующих правоотношения, связанные с зачислением военнослужащего в распоряжение командира (начальника) и обеспечением его в этот период денежным довольствием. Приведенный пункт применяется во взаимосвязи с названными предписаниями вышеприведенных Федерального закона, Положения и приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года N 3733.
Таким образом, на дату окончания организационно-штатных мероприятий, указанную в соответствующем правовом акте Министерства обороны Российской Федерации о проведении таких мероприятий, в отношении военнослужащего, чья воинская должность сокращена, уполномоченным воинским должностным лицом должно быть принято решение о его освобождении от занимаемой воинской должности и назначении на новую воинскую должность либо о зачислении в распоряжение командира (начальника) для определения дальнейшего служебного предназначения или возможного увольнения с военной службы.
Поскольку Осколков М.А. приказом соответствующего воинского должностного лица не был освобожден от занимаемой им воинской должности и зачислен в распоряжение командира (начальника), то основания для прекращения ему выплаты денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, отсутствовали.
Данная правовая позиция отражена в Обзоре практики рассмотрения военными судами административных и гражданских дел, связанных с соблюдением должностными лицами органов военного управления требований законодательства Российской Федерации о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19 сентября 2018 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о вынесении судом первой инстанции решения без учета п. 154 Порядка являются несостоятельными. При этом утверждение Петренко В.В. о расформировании войсковой части 00000 с 1 августа 2018 года и сокращении занимаемой Осколковым М.А. воинской должности, неназначении его на иные воинские должности, невозложении временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, выплате ему денежного довольствия как военнослужащему, зачисленному в распоряжение, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии у административного истца права на получение премии и материальной помощи за 2019 год, поскольку из материалов дела следует, что Осколков М.А. в распоряжение воинского должностного лица не зачислялся, сдал дела и должность в августе 2019 года, в связи с исключением из списков личного состава воинской части.
При этом, принимая во внимание изложенное выше, суждения Петренко В.В. о том, что состав выплачиваемого Осколкову М.А. денежного довольствия свидетельствует о его зачислении в распоряжение воинского должностного лица, а также иные доводы жалобы относительно данного обстоятельства на законе не основаны.
С учетом изложенного, а также того, что административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что воинским должностным лицом в установленном порядке принимались решения о лишении военнослужащего премии за период с 1 августа 2018 года по 4 августа 2019 года, доказательств, подтверждающих факт выплаты административному истцу премии за указанный период, а также доказательств наличия предусмотренных п. 82 и 89 Порядка оснований для невыплаты премии и материальной помощи, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о признании незаконным бездействия командующего войсками ЦВО, выразившегося в непринятии решений о выплате Осколкову М.А. премии за указанный период а также материальной помощи за 2019 год, с возложением на должностное лицо соответствующих обязанностей в целях восстановления прав военнослужащего на данные выплаты.
Поскольку на дату исключения Осколкова М.А. из списков личного состава воинской части войсковая часть 00000, в которой он проходил военную службу, была расформирована, о чем подписан ликвидационный акт, правопреемник указанной воинской части отсутствует, вопросы увольнения с военной службы и соответствующего исключения разрешены командующим ЦВО, который в силу абз. 5 ст. 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, был обязан обеспечить доведение до Осколкова М.А. положенного денежного и других видов довольствия (премии, материальной помощи).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия у административного истца права на получение премии являются несостоятельными. При этом суждения о необходимости учета положений п. 80 Порядка беспредметны, поскольку суд первой инстанции вопрос о размере подлежащей установлению Осколкову М.А. премии за спорный период не разрешал.
Что касается доводов жалобы относительно отсутствия в деле доказательств, подтверждающих факт поступления командующему войсками ЦВО рапорта военнослужащего о выплате материальной помощи за 2019 год или обращения Осколкова М.А. непосредственно к командующему, то они не являются основанием для отмены решения суда в данной части в связи наличием у командира (в рассматриваемом случае - командующего войсками ЦВО) обязанности обеспечить военнослужащего всеми положенными видами довольствия на дату исключения его из списков личного состава воинской части.
При этом факт написания Осколковым М.А. рапорта на выплату материальной помощи за 2019 год и его поступление в воинскую часть, в которой военнослужащий проходил военную службу, подтверждается материалами дела, а согласно сообщению ФКУ "ЕРЦ МО РФ" от 4 марта 2020 года N 1-1/3/493 сведения о материальной помощи за 2019 год Осколкову М.А. в единую базу данных не вносились, доказательств, свидетельствующих о выплате административному истцу материальной помощи, материалы дела не содержат.
В связи с вышеизложенным иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.
Правильно, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, судом первой инстанции разрешен вопрос и о судебных расходах.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данного решения, из материалов дела не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Осколкова Максима Анатольевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Петренко В.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий Ю.А. Гордиенко
Судьи: М.Ф. Даутов
Е.О. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.