Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А, судей Крицкой О.В, Магденко И.Ю, при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в судебном заседании 11 марта 2020 года
дело по апелляционной жалобе Квасова В. Е. на решение Советского районного суда г. Омска от 11 декабря 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Квасова В. Е. к Государственному учреждению - Пенсионному Фонду РФ, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новомосковск Тульской области (межрайонное), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области о взыскании невыплаченных денежных средств, прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя отказать".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Квасов В.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Пенсионному Фонду РФ в лице территориальных органов о взыскании невыплаченных денежных средств, прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что являлся получателем социальной пенсии по старости и федеральной социальной доплаты к пенсии. С "... " выплата пенсии была прекращена, а с "... " приостановлена выплата ФСД. Основанием для данных действий явилось то, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В этой связи он обратился в Межрайонную ИФНС N "... " по Тульской области с целью прекращения деятельности в качестве ИП, но не смог это сделать, т.к. в начале сентября 2018 года был этапирован в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области для отбывания наказания. По прибытии в г. Омск обратился в ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска с заявлением о назначении пенсии, но "... " получил отказ по аналогичным основаниям. Такой же ответ получен им из ГУ - ОПФ РФ по Омской области. С данными отказами он не согласен, поскольку трудовую деятельность он не осуществляет, заработка не имеет, возможность в установленном порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя у него отсутствует по причине нахождения в местах лишения свободы.
Просил взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченные денежные средства (социальную пенсию по старости и федеральную социальную доплату к пенсии) за период с "... " по настоящее время исходя из размера прожиточного минимума (11 800 рублей), а также прекратить его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе "... ", Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "... " области (межрайонное), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N "... " по Тульской области.
В судебном заседании истец Квасов В.Е, представители ответчиков ГУ - УПФ РФ в "... " области (межрайонное), Межрайонной ИФНС N "... " по Тульской области участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях на исковое заявление представители ответчиков просили в удовлетворении иска отказать. Кроме того, в письменном заявлении представитель Межрайонной ИФНС N "... " по Тульской области - Артасова Е.Н, действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ - ПФР - Романькова О.П, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска - Кочетова Т.В, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе Квасов В.Е. просит решение суда отменить. Указал, что его статус индивидуального предпринимателя не согласуется с его положением лица без определенного места жительства. Регистрация в качестве ИП произведена с нарушениями.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС N "... " по Тульской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что истцу Квасову В.Е, "... " года рождения, была назначена социальная пенсия по старости с "... " в размере 5 034 руб. 25 коп, с "... " установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от "... "г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ (8 487 руб.) в размере 3 452 руб. 75 коп.
В связи с переездом истца на новое место жительства "... " пенсионные дела Квасова В.Е. поставлены на учет в ГУ - УПФ РФ в "... " области (межрайонное).
В августе 2018 года отделом ПУ и ВС ГУ - УПФ РФ в "... " области (межрайонное) была проведена проверка, которой установлено, что с "... " Квасов В.Е. имеет статус индивидуального предпринимателя за ОГРНИП N "... ", основной вид деятельности - 80.20 - деятельность систем обеспечения безопасности. В соответствии с решением ГУ УПФР в Новомосковск Тульской области от 22 и "... " выплата пенсии, ФСД Квасову В.Е. прекращены с "... " на основании п. 5 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
ГУ - УПФ РФ в САО г. Омска (куда пенсионные дела Квасова В.Е. поступили в ноябре 2018 г. ввиду отбывания истцом наказания в местах лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Омской области) также было отказано в продлении выплаты социальной пенсии по старости и постановке пенсионного дела на учет с "... " по аналогичным причинам, о чем вынесено соответствующее решение от "... ".
Обращаясь в суд с настоящим иском, Квасов В.Е. в обоснование своей позиции указал, что трудовую деятельность не осуществляет, дохода не имеет, в установленном законом порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя возможности не имеет, так как в настоящее время находится в местах лишения свободы.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения истцу спорных выплат) право на социальную пенсию имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.
В силу положений ст. 12.1. Федерального закона РФ от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12. 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В п. 5 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указано, что социальная пенсия по старости гражданам, указанным в пп. 5 п. 1 ст. 11, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период который соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о недопустимости выплаты социальной доплаты к пенсии в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" содержатся и в ч. 10 ст. 12.1. ФЗ "О государственной социальной помощи".
На основании ст.ст. 6 и 7 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Согласно выписке из ЕГРИП, размещенной на сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с "... " Квасов В.Е. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП N "... "), статус является действующим.
Из изложенного следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями (застрахованными лицами) по обязательному пенсионному страхованию, а потому обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N621-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крайнова Д. Ю. на нарушение его конституционных прав статьей 5, подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, статьей 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п, равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возобновления Квасову В.Е. выплаты социальной пенсии по старости и федеральной социальной доплаты к пенсии и, как следствие, для взыскания с ответчиков данных выплат за период с "... " по настоящее время, учитывая, что в силу действующего у истца статуса индивидуального предпринимателя он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являясь работающим (застрахованным) лицом. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, Квасов В.Е. вправе обратиться с заявлением по вопросу назначения социальной пенсии по старости.
Отказывая истицу Квасову В.Е. в удовлетворении требования о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в судебном порядке, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в том числе прекращения их деятельности, регламентирован Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с пп. "л" п. 2 ст. 5 названного закона в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения, в том числе о дате и способе прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из общего смысла и содержания Закона N 129-ФЗ, государственная регистрация носит заявительный характер и инициируется заявителем, индивидуальным предпринимателем, путем представления в регистрирующий орган соответствующего заявления установленной формы.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии со ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ:
1. в связи с принятием физическим лицом решения о прекращении данной деятельности;
2. в связи со смертью физического лица - осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица;
3. в связи с принятием судом решения о признании физического лица несостоятельным (банкротом) - осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда;
4. в принудительном порядке по решению суда - осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда копии решения;
5. в связи с вступлением в законную силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок - осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законом порядке информации о вступлении в законную силу указанного приговора суда.
6. в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа - осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
Перечень способов прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, поименованный в данной статье, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, по состоянию на текущую дату в рамках положений действующего законодательства возможно прекратить статус ИП Квасова В.Е. только на основании п. 1 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ (в связи с принятием физическим лицом решения о прекращении данной деятельности). Для этого он должен представить в регистрирующий орган (которым является Межрайонная ИФНС N10 по Тульской области) следующий пакет документов:
а) подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документ об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона N 129-ФЗ данные документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено также по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Применительно к вышеприведенным правовым нормам осужденный Квасов В.Е, воспользовавшись своим правом на оказание за счет собственных средств нотариальных услуг (в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 N 295), не лишен возможности оформить заявление о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, в рамках порядка предоставления документов истец вправе воспользоваться услугами нотариуса при предоставлении документов в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия. При этом, в рамках положений пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ в таких случаях государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП не уплачивается.
Дополнительно необходимо отметить, что Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнен статьей 22.4 следующего содержания.
1. Индивидуальный предприниматель признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующий индивидуальный предприниматель) в случаях, если к моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения одновременно соблюдаются следующие условия:
- истекло пятнадцать месяцев с даты окончания действия патента или индивидуальный предприниматель в течение последних пятнадцати месяцев не представлял документы отчетности, сведения о расчетах, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- индивидуальный предприниматель имеет недоимку и задолженность в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Недействующий индивидуальный предприниматель может быть исключен из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи условий признания недействующим индивидуальным предпринимателем регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Указанные изменения вступают в силу с "... ".
Отсюда, суд первой инстанции в обжалуемом решении верно указал, что суд, являясь правоприменительным органом, не вправе подменять специально уполномоченные на то органы по разрешению вопроса о прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, постановив решение об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
Прекращение Квасовым В.Е. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя возможно путем подачи им необходимых документов в регистрирующий орган в соответствии с положениями Федерального закона N 129-ФЗ, а после вступления в силу изменений в данный закон, он может быть исключен из ЕГРИП как недействующий индивидуальный предприниматель, при соблюдении необходимых условий, предусмотренных ст. 22.4. В случае же принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности Квасова В.Е. в качестве ИП, он вправе обжаловать это решение в суд с соблюдением положений п. 2 ст. 318 НК РФ о досудебном порядке урегулирования спора.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Омска от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Квасова В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.