Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Назаренко О.Н, судей Кияшко Л.В, Ждановой О.И, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дмитриевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" к " Ф.И.О. "1 о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию, и встречное исковое заявление " Ф.И.О. "1 к муниципальному унитарному предприятию Лабинского городского поселения Лабинского района "Тепловые сети" о защите прав потребителя и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Питковой С.Н. на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 04 декабря 2019 года
Заслушав доклад судьи Кияшко Л.В, УСТАНОВИЛА:
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 04 декабря 2019 года исковые требования МУП г. Лабинска "Тепловые сети"
удовлетворены: с Питковой С.Н. в пользу МУП г. Лабинска "Тепловые сети"
взыскана задолженность по оплате за тепловую энергию за период с 01 ноября 2016 г. по 31 марта 2018 г. 46837 руб. 76 коп, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1605 руб. 13 коп.
В удовлетворении встречных исковых требований Питковой С.Н. к МУП г. Лабинска "Тепловые сети" о защите прав потребителя, связанных с признанием действий по начислению платы за не поставленную тепловую энергию незаконным, исключением из задолженности суммы в размере 46837 руб. 13 коп. и компенсации морального вреда отказано полностью.
В апелляционной жалобе Питкова С.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МУП г. Лабинск "Тепловые сети" решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражения относительно неё, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), выслушав участниа процесса, поддержавшего доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждено, что Питкова С.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "... "
МУП г. Лабинска "Тепловые сети", как теплоснабжающая организация оказывает Питковой С.Н. услуги по теплоснабжению, а она как абонент обязана своевременно производить оплату за потребленную тепловую энергию.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по состоянию на 31 марта 2018 г. задолженность составила 46837, 76 руб, которая на момент обращения в суд ответчиком не погашена. Период задолженности с 01 ноября 2016 г. по 31 марта 2018 г.
09 июля 2019 г. администрация МУП г. Лабинска "Тепловые сети" обратилась в Лабинский городской суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Питковой С.Н.
В указанном заявлении истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию в сумме 46837, 76 руб.
17 июля 2019 г. было вынесено определение об отмене судебного приказа, со ссылкой на ст. 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - получение судом возражений от должника в десятидневный срок. Питкова С.Н, ссылаясь не согласие с заявленными требованиями, прекратила оплату за потребленную тепловую энергию.
Принимая решение об удовлетворении первоначальных исковых требований и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь действующим законодательством, исходил из того, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 40, 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354. Кроме того, поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство возможности определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды, не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления. При этом, суд указал, что принятое 28 марта 2013 г. решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения нельзя принимать во внимание до подписания акта межведомственной комиссии.
Судебная коллегия признает данный вывод законным и обоснованным.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что каждый собственник обязан самостоятельно нести бремя содержания жилого помещения, принадлежащего ему на собственности.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которые не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
МУП города Лабинска "Тепловые сети" производит расчёт платы за коммунальную услугу-отопление собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на основании норм действующего законодательства РФ, изложенных в Правилах предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N354 (далее - Правила). В силу пункта 40 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 г. N184, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом по "... " оборудован системой централизованного отопления, посредством которой производится отопление не только жилых помещений (квартир), но и общего имущества этого многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N354 (далее - Правила N354), действие Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N307. прекратило свое действие с 01 июля 2016 г.
Таким образом, МУП гор. Лабинска "Тепловые сети" с октября 2016 года производит расчет платы за коммунальную услугу - отопление на основании норм действующего законодательства РФ, изложенных в Правилах N354 (пункты 40. 42.1).
В качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований ответчик указывает на факт установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии в жилом помещении (квартира), расположенном в многоквартирном жилом доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжающей организации.
Вместе с тем, в Постановлении N46-П от 20 декабря 2018 г. Конституционный Суд РФ указал на тот факт, что сама по себе установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое использование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым инженерным системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, Конституционный Суд РФ постановилследующее: "признать абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
В соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N354 (в редакции Постановления от 28.12.2018 г. N1708, Постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 г. N 184) объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме равен нулю, в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Согласно нормам действующего жилищного законодательства переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен представить в орган, осуществляющий согласование, документы, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, по обращению Питковой С.Н. принято 28 марта 2013 г. Период задолженности с 01 ноября 2016 г. по 31 марта 2018 г.
При этом, работы по переустройству помещения выполненные на основании решения по проектной документации, разработанной ОАО "Лабинскрайгаз" были приняты актом межведомственной комиссии N41, 06 июня 2018 г, сделан вывод, что объект пригоден к эксплуатации.
Согласно ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Соответственно, изменение размера платы за услугу отопления наступает с момента осуществления переустройства жилого помещения, то есть с момента получения акта о завершении таких работ.
Материалами дела подтверждается, что Питкова С.Н. получила необходимые документы в июне 2018 года, а период взыскания задолженности - с 01 июня 2016 г. по 31 марта 2018 г, то есть до исполнения всех работ в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Доводы ответчика о том, что квартира отключена от системы централизованного отопления, в связи с чем, она не использует тепловую энергию, поставляемую истцом по первоначальному иску, не могут быть признаны обоснованными, поскольку собственники квартир в многоквартирном доме в силу приведенных выше положений закона обязаны нести расходы по теплоснабжению, в том числе расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
С учетом изложенного и учитывая тот факт, что изменения, внесенные в Правила N354, с учетом выводов Конституционного суда, касаются тех собственников жилых/нежилых помещений, которые произвели переустройство в законном порядке, то для ответчика, который не получил решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в спорный период расчета задолженности, вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает законным и обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе выводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа предоставленных доказательств, правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначальных исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Установленные судом обстоятельства, изложенные выше, Питковой С.Н. не опровергнуты, в то время как в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 04 декабря 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу
- без удовлетворения.
Председательствующий О.Н. Назаренко
Судьи Л.В. Кияшко
О.И. Жданова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.