Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего - Канунникова М.А.
Судей: Бабугоевой Л.М, Вологирова А.Ж.
при секретаре: Абазове Э.А.
с участием: представителя административного ответчика Будаева К.В, представителя административного истца- Шандировой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Канунникова М.А. административное дело по административному исковому заявлению Емельяненко Фени Хамацовны к Инспекции ФНС России N1 по г.Нальчику Кабардино - Балкарской Республики о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и подлежащими списанию, по апелляционной жалобе Емельяненко Фени Хамацовны на решение Нальчикского городского суда КБР от 9 января 2020 года, УСТАНОВИЛ:
Емельяненко Ф.Х. обратилась в суд к Инспекции ФНС России N1 по г.Нальчику Кабардино - Балкарской Республики с вышеуказанным иском, в котором просила:
- признать Инспекцию ФНС России N 1 по г.Нальчику КБР утратившей возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и подлежащей списанию Инспекции ФНС России N1 по г.Нальчику КБР с Емельяненко Ф.Х. в размере 133 077, 29 руб, в том числе:
- пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов - 17.48 рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие До 1 января 2013 года) - в размере 31778.95 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) - в размере 15 003.46 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фондаобязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - в размере 20 105.70 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года -в размере 10 232.90 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - в размере 2 180.25 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - в размере 450.77 рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)
- в размере 37 595.43 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - в размере 15 712.35 рублей.
Заявленные требования аргументированы следующим.
Емельяненко Ф.Х. обратилась в Инспекцию ФНС России N 1 по г. Нальчику (далее Инспекция) с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно справке N2099547от 17 сентября 2019г. за ней числится задолженность в общей сумме 133 077.29 рублей, из которых:
- пеня по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов -17.48 рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) - в размере 31778.95 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) - в размере 15 003.46 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - в размере 20 105.70 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года-в размере 10 232.90 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - в размере 2 180.25 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - в размере 450.77 рублей;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - в размере 37 595.43 рублей;
- пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - в размере 15 712.35 рублей.
В обоснование иска указала, что обратилась в Инспекцию ФНС России N 1 по г. Нальчику (далее Инспекция) с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. Согласно справке N2099547от 17 сентября 2019г. за ней числится задолженность в общей сумме 133 077.29 рублей.
Сумму задолженности, отраженную в справке Емельяненко Ф.Х. не признает и все сроки ее принудительного взыскания (три года) по настоящее время считает истекшими.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 9 января 2020 года административный иск оставлен без удовлетворения.
Считая решение незаконным и необоснованным, Емельяненко Ф.Х. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить его и вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.
В жалобе, помимо приведения норм действующего законодательства указывает, что сведения о ней поступили в ГУ-ОПФ по КБР 10.11.2016 года, таким образом требования об уплате были направлены с нарушением установленного законом срока. При этом представленными документами подтверждается, что спорная задолженность образовалась до 01.01.2017 года. Доказательств взыскания в установленном порядке спорной задолженности, недоимки по страховым взносам, на которую начислены спорные пени, суду не представлено.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ), при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежат применению положения названного Закона.
С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 указанного ФЗ).
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно положениям пунктов 1, 3, 14 статьи 26.6 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях) (пункт 1 статьи 26.6).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Емельяненко Ф.Х. в период с 17 августа 2010 года по 21 июня 2017 года состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 17 сентября 2019 года за ней числится задолженность по страховым взносам и начисленным пеням в государственные внебюджетные фонды, в связи с неуплатой которых, 29.12.2016 г. ГУ УПФР по КБР вынесено постановление "данные изъяты" о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 153373, 31 руб.
На основании данного постановления судебным приставом-исполнителем НГО ГОСП УФССП России по КБР ФИО6 20.02.2017г. в отношении Емельяненко Ф.Х. возбуждено исполнительное производство N-ИП, в ходе которого произведено взыскание 171 526, 60 рублей, перечислено взыскателю 136 783, 91 рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 1 января 2015 г.
Для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 г, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что ГУ УПФР по КБР в установленные законом порядке и сроки совершены действия, направленные на принудительное взыскание с плательщика сумм задолженности согласно вышеназванному постановлению, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у суда первой инстанции оснований для признания образовавшейся суммы задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ безнадежной к взысканию.
Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда первой инстанции, содержат собственную оценку указанных в решении обстоятельств, в связи с чем повлечь отмену решения в апелляционном порядке не могут. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 9 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Емельяненко Фени Хамацовны - без удовлетворения.
Председательствующий: Канунников М.А.
Судьи: Бабугоева Л.М.
Вологиров А.Ж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.