Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Шеломановой Л.В.
при секретаре Чернышове А.А.
с участием прокурора Скибенко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2020 года административное дело N2а-7888/2019 по апелляционной жалобе Транькова П. С. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 8 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2122 Санкт-Петербурга к Транькову Платону Сергеевичу о немедленном отстранении от участия в работе Участковой избирательной комиссии избирательного участка N2122 Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Жилинской В.В. действующей по доверенности от 7 сентября 2019 года сроком на один год, административного ответчика Транькова П.С, представителя административного ответчика Дронова Ф.В. действующего в соответствии с частью 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по устному заявлению административного ответчика с занесением в протокол судебного заседания, заключение прокурора Скибенко С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Участковая избирательная комиссия избирательного участка N2122 обратилась в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила отстранить от участия в работе Участковой избирательной комиссии избирательного участка N2122 члена Участковой избирательной комиссии избирательного участка N2122 с правом совещательного голоса Транькова П.С, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований Участковая избирательная комиссия избирательного участка N2122 указала, что Траньков П.С, направленный на избирательный участок кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский" по избирательному округу N 222 Кудрявцевым С.А, неоднократно нарушал требования статьи 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающей, что голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, а именно производил фото - и видеосъемку возле мест выдачи бюллетеней гражданам и возле мест тайного голосования, нарушая тем самым тайну голосования, перемещался по избирательному участку с камерой, в том числе им фиксировалась конфиденциальная информация из книг со списками избирателей. Также административный ответчик пытался вести работу с избирателями, которые ждали выдачи бюллетеня, проводил агитацию в пользу кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа "Георгиевский" по избирательному округу N 222 Кудрявцева С.А. и брал интервью у избирателя на территории избирательного участка.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 08 сентября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено, член Участковой избирательной комиссии N2122 Санкт-Петербурга с правом решающего голоса Траньков П.С. немедленно отстранен от участия в работе Участковой избирательной комиссии N2122 Санкт-Петербурга; исполнение решения о немедленном отстранении от участия в работе Участковой избирательной комиссии N2122 Санкт-Петербурга Транькова П.С. возложено на УМВД России по Фрунзенскому району г.Санкт-Петербургу (л.д. 17-22).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Траньков П.С. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что заседание Участковой избирательной комиссии N2122 Санкт-Петербурга по вопросу его отстранения не собиралось и не проводилось, Участковая избирательная комиссия N 2122 не принимала решения по вопросу обращения в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга для отстранения его от работы в Участковой избирательной комиссии N2122 Санкт-Петербурга, а также не имела соответствующих полномочий по обращению в суд с данным вопросом; председатель Участковой избирательной комиссии N2122 Санкт-Петербурга не обладал полномочиями на обращение в суд; суд неправильно определилего статус и указал, что он является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса; он не был извещен надлежащим образом о судебном заседании.
Выслушав объяснения административного ответчика и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, допросив свидетеля Т.М.Ю, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на 8 сентября 2019 года были назначены выборы губернатора Санкт-Петербурга и депутатов муниципальных советов Санкт-Петербурга, в том числе выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Георгиевский шестого созыва.
Траньков П.С. является членом Участковой избирательной комиссии N2122 с правом совещательного голоса.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В силу статьи 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (пункт 5 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи (пункт 8 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования (пункт 11 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Таким образом, не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии.
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ признаются призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них).
Пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ установлено, что проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
В соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Факт нарушения Траньковым П.С. 08 сентября 2019 года при реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, выразившихся в осуществлении фото- и видеосъемки возле мест выдачи бюллетеней гражданам и возле мест тайного голосования, перемещения по избирательному участку с камерой и фиксации конфиденциальной информации из книг со списками избирателей, агитации при выдаче бюллетеня в пользу кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Георгиевский по избирательному округу N222 К.С.А, взятие интервью у избирателя на территории избирательного участка подтверждается актом от 08 сентября 2019 года, подписанным председателем Участковой избирательной комиссии N2122 П.А.П, членами Участковой избирательной комиссии N2122 У.Г.В, И.А.И. (л.д.8).
Из показаний опрошенного в суде первой инстанции свидетеля заместителя председателя УИК N2122 З.Д.А. следует, что Траньков П.С. перемещался по территории избирательного участка с камерой и общался с избирателями (л.д.16).
Учитывая, что поведение членов избирательной комиссии не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе избирателей, и препятствовать реализации избирательной комиссией возложенных на нее законодательством полномочий, то суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о немедленном устранении Транькова П.С. от участия в работе Участковой избирательной комиссии N2122, что является соотносимой мерой воздействия на допущенные нарушения в соответствии с частью 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Траньков П.С. не представил доказательств, опровергающих вменяемые ему нарушения на избирательном участке.
Опрошенный в суде апелляционной инстанции свидетель Т.М.Ю. нарушения, допущенные Траньковым П.С. при работе избирательной комиссии, перечисленные в акте УИК N2122, не опровергнул, пояснил, что следил за работой избирательной комиссии, а не за Траньковым П.С.
Согласно части 11.1 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Административное исковое заявление подписано полномочным лицом председателем Участковой избирательной комиссии N2122 Пушниной А.П, которая в силу положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" действует от имени Участковой избирательной комиссии N2122 без представления доверенности.
В подтверждение полномочий Пушниной А.П. приложено решение Территориальной избирательной комиссии N29 Санкт-Петербурга N50-91 от 06 июня 2018 года о назначении председателем Участковой избирательной комиссии N2122 (л.д.9).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Участковой избирательной комиссии N2122 не проведено заседание, в повестку дня которого был внесен вопрос об обращении в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена Участковой избирательной комиссии N2122 Транькова П.С. от участия в работе Участковой избирательной комиссии N2122, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку указанное решение не относится к решениям, рассматриваемым комиссией на заседании, так как в силу пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 N67-ФЗ на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса принимаются решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии.
При этом, согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе комиссии принимается судом.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о месте и времени слушания дела не подтверждается материалами дела.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46, часть 1; статья 120, часть 1; статья 123, часть 3).
Согласно части 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное разбирательство административного дела происходит устно, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.
Пунктом 1 части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Из материалов дела следует, что о судебном заседании, назначенном на 08 сентября 2019 года в 17 часов 00 минут Траньков П.С. лично извещен телефонограммой.
Доводы апелляционной жалобы о незаблаговременном извещении опровергаются материалами дела и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку Траньков П.С, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания не принимал мер к своей явке, заявлений об отложении судебного заседания и документов об уважительной причине неявки в суд не направлял, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Также судебная коллегия учитывает сокращенные сроки рассмотрения дела о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, установленные частью 1 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный ответчик не указал, в чем заключается нарушение его прав и свобод в связи с принятым решением, поскольку из его пояснений в суде апелляционной инстанции и объяснений свидетеля Т.М.Ю. следует, что избирательный участок N2122 Траньков П.С. покинул самостоятельно в 17 часов 00 минут, то есть до принятия решения суда первой инстанции, резолютивная часть которого оглашена в судебном заседании 08 сентября 2019 года в 17 часов 35 минут.
Допущенная описка в решении суда о том, что Траньков П.С. является членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, основанием для отмены или изменения решения суда не является, и может быть исправлена в порядке статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 08 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Транькова П. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.