Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В, судей
Стаховой Т.М, Ягубкиной О.В.
при секретаре
Ч.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5013/2019 по апелляционной жалобе Е.П.В. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 июня 2019 года по административному иску Е.П.В. к жилищной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истца Е.П.В, представителя административного истца - К. (по доверенности), представителей заинтересованного лица ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России - Н. (по доверенности) и К.К.Н. (по доверенностям), судебная коллегия
установила:
Е.П.В. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к жилищной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - жилищная комиссия ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" просил признать незаконным решение от "дата" в об отказе в принятии его (Е.П.В.) на учёт нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, а также об отказе в выплате денежной компенсации за наём жилого помещения.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Е.П.В. просил суд возложить на жилищную комиссию ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России обязанность принять решение о признании Е.П.В. нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, а на ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России - обязанность выплачивать ему денежную компенсацию за наём жилого помещения начиная с "дата".
В обоснование административного иска Е.П.В. ссылался на то обстоятельство, что с "дата" он проходит службу в Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, а с "дата" проходит службу на должности слушателя магистратуры факультета экономики и права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России", в связи с чем обратился жилищную комиссию с заявлением о принятии его на учёт в целях обеспечения служебным жилым помещением, однако решением жилищной комиссии от "дата" ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения и в выплате компенсации за наем жилого помещения, с указанием на то обстоятельство, что с момента зачисления Е.П.В. на очное обучение, он не является лицом, замещающим штатную должность в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России и на него распространяются положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" Е.П.В. в принятии административного иска отказано (л.д. 40-42)
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2019 года определение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года в части отказа в принятии иска об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в принятии на учёт нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения отменено и в указанной части направлено на рассмотрение в суд первой инстанции в порядке административного судопроизводства (л.д. 52-56).
Определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", внесённым в протокол судебного заседания, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России исключено из числа административных ответчиков (л.д. 167) и другим определением от этой же даты привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д. 169).
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятым "дата", в удовлетворении административного иска Е.П.В. отказано.
В апелляционной жалобе Е.П.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.
Представитель административного ответчика - жилищной комиссии ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом посредством почтовой связи; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Е.П.В. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с "дата". До "дата" Е.П.В. замещал должность инспектора группы приёма, регистрации и учета сообщений о преступлениях связанных с пожарами и иной информации о пожарах отдела надзорной деятельности и профилактической работы "адрес" управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С "дата" Е.П.В. приказом начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу А. от "дата" N.., освобожден от занимаемой должности инспектора постоянного состава, в связи с зачислением на первый курс магистратуры по очной форме обучения в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" и откомандирован в распоряжение начальника названного образовательного учреждения (л.д. 156).
Приказами от "дата" N... и от "дата" N... ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" Е.П.В. зачислен на первый курс по очной форме обучения, включен в список переменного состава и назначен на должность слушателя магистратуры факультета экономики и права с "дата" (л.д. 139-142, 143-144).
Решением жилищной комиссии Главного управления по учёту сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений (социальных выплат), внесённым в протокол от "дата" N.., Е.П.В. исключен из списков лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда в связи с откомандированием его в распоряжение начальника ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" (л.д. 138).
"дата" Е.П.В. обратился к руководителю ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" с рапортом о рассмотрении вопроса о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения - "адрес", представив при этом договор найма жилого помещения, заключённый "дата" (л.д. 68; 71-72).
Решением жилищной комиссии ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" от "дата" (протокол N...) следует, что Е.П.В. отказано в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением, а также в выплате компенсации за наем жилого помещения, поскольку с момента зачисления на очное обучение магистранты не относятся к лицам, замещающим штатные должности в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" и на них распространяются положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (л.д. 79-81).
Отказывая Е.П.В. в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение жилищной комиссии является законным.
Вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Служба в федеральной противопожарной службе согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в федеральной противопожарной службе) является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, его территориальных органах - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях названного федерального органа исполнительной власти, а также на должностях, не являющихся должностями в этом федеральном органе, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
К должностям в федеральной противопожарной службе, в силу пункта 2 статьи 3 названного выше Закона, относятся должности сотрудников федеральной противопожарной службы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях для осуществления полномочий в области пожарной безопасности.
Согласно пункту 71 Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 05 декабря 2018 года N 570, личный состав образовательной организации МЧС России разграничивается на постоянный состав и переменный состав.
К переменному составу образовательной организации МЧС России относятся докторанты, адъюнкты (аспиранты), слушатели, курсанты и студенты.
В свою очередь слушателями признаются лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций МЧС России. Слушателями также являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в образовательной организации МЧС России (пункт 88).
В силу пункта 67 Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России, образовательные организации МЧС России осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и МЧС России, своим уставом.
Согласно части 6 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 настоящей статьи, к числу обучающихся относятся адъюнкты, аспиранты, слушатели, курсанты и студенты.
С учетом приведенных выше норм права, с момента зачисления на первый курс очной формы обучения слушателем магистратуры в списки переменного состава ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" Е.П.В. является обучающимся (слушателем), в связи с чем, в период его обучения в названном образовательном учреждении, к отношениям, связанным с предоставлением ему помещения специализированного жилищного фонда, подлежат применению соответствующие нормы Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьёй 34 (пункт 3 части 2, часть 8), статьёй 39 (части 1, 2) Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
В силу пункта 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся как служебные жилые помещения, так и жилые помещения в общежитиях.
Из рапорта от "дата" следует, что Е.П.В. с предложением заместителя начальника университета занять жиле помещение в общежитии (койко-место в комнате N...) в "адрес", не согласился (л.д. 82, 83).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 этой же статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Согласно контракту о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы от "дата", раздела V должностного регламента слушателя магистратуры очной формы обучения ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России", Е.П.В. принял на себя обязанности по должности слушателя магистратуры факультета экономики и права; выполнение каких-либо иных обязанностей, связанных с решение задач в области пожарной безопасности, предусмотренных пунктом 1 статьи 3 Закона о службе в федеральной противопожарной службе, помимо прохождения обучения, контрактом не предусмотрено.
Е.П.В. в период обучения, хотя и продолжает оставаться сотрудником федеральной противопожарной службы в силу положений статьи 30 (части 1, 2) Закона о службе в федеральной противопожарной службе, но должен обеспечиваться жилым помещением специализированного жилищного фонда тем юридическим лицом (учреждением, организацией), входящим в структуру МЧС России, с которым у него непосредственно заключён контракт.
Согласно пункту 6.2 контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, заключённому "дата" между сотрудником противопожарной службы Е.П.В, с одной стороны, и ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России", с другой стороны, образовательное учреждение приняло на себя обязательство выплаты сотруднику денежного довольствия в период всего срока обучения, а также иных льгот и социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 19-20).
В соответствии частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 этой же статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда, согласно которой категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда установлен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N 217 "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов".
Согласно Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утверждённых названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 2), специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями).
Пунктами 3, 5 указанных Правил, определено, что специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы; служебное жилое помещение предоставляется сотруднику в виде отдельной квартиры (жилого дома), жилое помещение в общежитии - в виде отдельной комнаты (части комнаты).
Названными правилами не предусмотрена обязанность учреждений, входящих в структуру органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, предоставлять (принимать на учет) сотрудникам служебные жилые помещение, как об этом утверждает Е.П.В. в административном иске и апелляционной жалобе, указывая на нарушение университетом положений пункта 6.2 контракта.
С учётом временного характера нахождения сотрудника федеральной противопожарной службы в образовательном учреждении, ограниченного периодом его обучения, жилое помещение специализированного жилищного фонда такому сотруднику может быть предоставлено в виде общежития. При этом, исходя из приведённых выше норм права, предоставление общежития, вместо служебного жилого помещения, не может расцениваться как нарушение Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и условий контракта на обучение.
Суждение Е.П.В. о том, что предложение руководства университета вселиться в общежитие, нарушает его право на проживание семьёй (с супругой Е.А.Д.), выраженное в рапорте и письменных объяснениях (л.д. 83, 84), несостоятельно.
Согласно пунктам 8, 9 Правил специализированное жилое помещение (в том числе общежитие) предоставляется сотруднику с учетом количества членов его семьи, проживающих совместно с ним и указанных в рапорте о предоставлении специализированного жилого помещения; жилое помещение в общежитии предоставляется сотруднику из расчета не менее 6 кв. м. жилой площади на 1 человека.
Вопрос об обоснованности предоставления Е.П.В. жилого помещения в общежитии без учёта членов его семьи (супруги) не входит в предмет исследования по данному делу и должен разрешаться в порядке гражданского судопроизводства (абзац шестой пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска Е.П.В.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 июня 2019 года по административному делу N 2а-5013/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Е.П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.