Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 декабря 2019 года административное дело N2а-6335/2019 по апелляционной жалобе Панкевича В. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 августа 2019 года по административному исковому заявлению Панкевича В. В. к призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... "Сосновское", Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" об оспаривании решения призывной комиссии, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Панкевича В.В, представителя административного истца адвоката Якимченко М.Л, действующей на основании ордера А1207152 от 13 августа 2019 года, представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Ромаевой И.А, действующей на основании доверенности N24 от 01 октября 2019 года сроком до 31 мая 2021 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панкевич В. В. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 14 "Сосновское" от 23 мая 2019 года о призыве его на военную службу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Панкевич В.В. просил обязать административного ответчика предоставить отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения в образовательной организации по программе бакалавриат.
В обоснование заявленных требований Панкевич В.В. указал, что в период весеннего призыва 2019 года в отношении него принято решение о призыве на военную службу. На заседании призывной комиссии он просил предоставить ему отсрочку в связи обучением в высшем учебном заведении по программе бакалавриата, но данное заявление было оставлено без удовлетворения по причине предоставления отсрочки ранее в связи с обучением в среднем специальном учебном заведении.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Панкевич В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что в основу доказательства о невозможности применения отсрочки в 2019 году было представлено личное дело призывника, в учетной карточке которого имеется запись о предоставлении отсрочки согласно решению призывной комиссии от 18 мая 2017 года протокол N14-3/84. Иных доказательств, в том числе вышеуказанный протокол, а также доказательства вызова на призывную комиссию 18 мая 2017 года административным ответчиком не представлено. В качестве доказательств обоснования своей позиции им было представлено удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором отсутствуют сведения о предоставлении названной отсрочки от призыва на военную службу. Отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался только записями в личном деле призывника и справками о прохождении обучения. 12 августа 2019 года им был сделан запрос о выдаче копии решения призывной комиссии от 18 мая 2017 года протокол N14-3/84, однако ему была выдана выписка из книги протоколов заседаний призывной комиссии N12/1/84 от 18 мая 2017 года, что явно не соответствует представленному административным ответчиком в суд доказательству.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представитель административного ответчика призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N14 "Сосновское", представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Выборгского района Санкт-Петербурга, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в инфор-мационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик призывная комиссия, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N14 "Сосновское" и заинтересованное лицо Военный комиссариат Выборгского района Санкт-Петербурга об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и представителя административного истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исследовав новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Панкевич В.В, "дата" года рождения, с 17 февраля 2016 года состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Выборгскому району Санкт-Петербурга.
Решением призывной комиссии Выборгского района Санкт-Петербурга от 18 мая 2017 года Панкевичу В.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 30 июня 2018 года в связи с обучением по очной форме в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении профессиональное образовательное учреждение "Автодорожный колледж".
По результатам медицинского освидетельствования заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, на основании пункта "г" статьи 68 Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123) Панкевичу В.В. присвоена категория годности к военной службе "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан, проживающих на территории Муниципального округа "Сосновское" Выборгского района Санкт-Петербурга, от 23 мая 2019 года Панкевич В.В. призван на военную службу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что Панкевич В.В. в период весеннего призыва 2019 года не имел права на предоставление отсрочки от призыва на военную службу.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
В соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
-воинский учет;
-обязательную подготовку к военной службе;
-призыв на военную службу;
-прохождение военной службы по призыву;
-пребывание в запасе;
-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
-о призыве на военную службу, -о направлении на альтернативную гражданскую службу, -о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, -об освобождении от призыва на военную службу, -о зачислении в запас, - об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Статьей 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, пользуются отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на военную службу не призываются.
Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу выносится призывной комиссией на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
- образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
- образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
-программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
-программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
- программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
-получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
-восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;
г) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
г.1) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;
г.2) обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, - в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;
е) из числа лиц:
- покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, - на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, - на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;
- до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, - на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4)высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Лица, имеющие среднее общее образование, допускаются к освоению образовательных программ среднего профессионального образования и к освоению программ высшего образования - программ бакалавриата и программ специалитета (часть 2 статьи 68 и часть 2 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Таким образом, гражданин, освоивший образовательную программу среднего общего образования и успешно прошедший государственную итоговую аттестацию, имеет возможность самостоятельно выбрать один из возможных вариантов продолжения образования или начать профессиональную деятельность.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.
Возникновение права на получение отсрочки от призыва связано с самим фактом поступления и обучения гражданина в образовательном учреждении и не может быть произвольно ограничено; граждане пользуются предоставленной отсрочкой до истечения срока её действия, либо до прекращения оснований для предоставления такой отсрочки.
Представленные в призывную комиссию справки о прохождении Панкевичем В.В. обучения в образовательном учреждении по очной форме в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении профессиональное образовательное учреждение "Автодорожный колледж" подтверждает право административного истца на отсрочку от призыва, в связи с чем призывная комиссия не имела права призывать Панкевича В.В. на военную службу в перирд его обучения в указанном учебном заведении.
Установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663", в призывную комиссию предоставляются документы установленной формы.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N32 к настоящей Инструкции.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Приложения N32 к Инструкции для подтверждения права гражданина обучающегося по очной форме обучения на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии предоставляются подлинник в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования справки согласно приложению N1 к настоящему Перечню.
Из материалов дела следует, что Панкевичу В.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на срок до 30 июня 2018 года в связи с обучением по очной форме в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении профессиональное образовательное учреждение "Автодорожный колледж".
Поскольку Панкевич В.В. воспользовался своим правом на предоставление отсрочки в связи с получением профессионального образования соответствующего уровня (среднего профессионального образования), то у призывной комиссии не имелось оснований для представления ему отсрочки в связи с обучением в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет Телекоммуни-каций им.Проф.М.А.Бонч-Бруевича".
Решение призывной комиссии Выборгского района Санкт-Петербурга от 18 мая 2017 года не обжаловано и в установленном законом порядке незаконным не признано.
Допущенная техническая описка в номере протокола заседания призывной комиссии от 18 мая 2017 года не опровергает проведение заседания призывной комиссии в указанную дату и принятие решения о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, отсутствует запись о предоставлении отсрочки, и что решение призывной комиссии о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу принято в его отсутствие не свидетельствуют о не предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Панкевича В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.