Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Стаховой Т.М, Шеломановой Л.В.
при секретаре Матвеевой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 декабря 2019 года административное дело N2а-4530/19 по апелляционной жалобе Ц.П.О. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2019 года по административному исковому заявлению Ц.П.О. к призывной комиссии муниципального образования "Горелово" о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения административного истца Ц.П.О, представителя заинтересованного лица ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Касьяновой Е.Ю, действующей на основании доверенности от 1 октября 2019 года сроком до 31 мая 2021 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ц.П.О. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования "Горелово" от 6 июня 2019 года N6/58 о направлении на альтернативную гражданскую службу.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ц.П.О. просил обязать призывную комиссию муниципального образования "Горелово" направить его на прохождение альтернативной гражданской службы в отделение почтовой связи 197342 Петроградского межрайонного почтамта УФСП Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП "Почта России".
В обоснование заявленных требований Ц.П.О. указал, что в период весеннего призыва 2019 года прошёл медицинское освидетельствование в Красносельском районном военном комиссариате - призывной комиссии муниципального образования муниципального образования "Горелово". На основании ранее принятого заключения о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в отношении административного истца принято решение о прохождении альтернативной гражданской службы в Ухорском психоневрологическом интернате. По мнению административного истца, решение является незаконным, поскольку при определении места прохождения альтернативной гражданской службы не учтено его текущее место работы, которое также может выступать местом прохождения альтернативной гражданской службы, его стаж и опыт работы.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Ц.П.О. отказано.
В апелляционной жалобе Ц.П.О. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции не были приняты во внимание прилагаемые к административному исковому заявлению характеристика с места работы отделения почтовой связи 197342 Петроградского межрайонного почтамта УФСП Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП "Почта России", а также не учтен тот факт, что заявитель не был ознакомлен и не имел возможности должным образом ознакомиться с приказом Федеральной службы по труду и занятости N 75 от 14 марта 2019 года, на основании которого призывная комиссия приняла оспариваемое заявителем решение. Задолго до принятия призывной комиссией оспариваемого решения им был поставлен вопрос о возможности прохождения альтернативной службы по месту его работы, однако вопрос не был разрешен, и он не был проинформирован о наличии изданного приказа Федеральной службы по труду и занятости N 75 от 14 марта 2019 года вплоть до заседания призывной комиссии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного ответчика призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Горелово", и представитель заинтересованного лица Федеральной службы по труду и занятости, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный ответчик призывная комиссия, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Горелово" и заинтересованное лицо Федеральная служба по труду и занятости об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и представителя заинтересованного лица ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Ц.П.О, "дата" года рождения, с 19 апреля 2017 года состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Красносельскому району Санкт-Петербурга.
Решением призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Горелово", по заявлению Ц.П.О. от 25 августа 2017 года и по результатам медицинского освидетельствования Ц.П.О. признан годным к военной службе и направлен на альтернативную гражданскую службу (л.д. 4, 65-68).
Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 14 марта 2019 года N75 утверждён план направления граждан на альтернативную гражданскую службу в ходе призыва в апреле-июле 2019 года, в соответствии с которым Цветкову П.О. определено место прохождения альтернативной гражданской службы в ГБСУ Рязанской области "Ухорский психоневрологический интернат", расположенный по адресу: Спасский район, д. Ухорское, Центральная, 55 (л.д.36-37).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком оспариваемое решение принято в полном соответствии с требованием законодательства, нарушений прав административного истца не допущено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На основании статьи 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований: в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2003 года N750 "Об организации альтернативной гражданской службы".
Согласно данному Постановлению Федеральная служба по труду и занятости с участием Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с утвержденными перечнями и данными о численности и составе граждан, в отношении которых призывными комиссиями вынесены заключения о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, принимает решения об участии органов исполнительной власти в организации альтернативной гражданской службы в подведомственных им организациях, разрабатывает для каждого из них плановые задания по приему граждан для прохождения альтернативной гражданской службы (далее - плановые задания).
Плановые задания доводятся Федеральной службой по труду и занятости до органов исполнительной власти, участвующих в организации альтернативной гражданской службы, ежегодно, до 1 марта и до 1 сентября, для осуществления мероприятий по организации альтернативной гражданской службы.
Органы исполнительной власти представляют не позднее чем за 15 дней до начала очередного призыва на военную службу в соответствии с плановыми заданиями в Федеральную службу по труду и занятости уведомления о готовности приема граждан в подведомственные им организации на конкретные рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы.
С учетом представленных уведомлений Федеральная служба по труду и занятости с участием Министерства обороны Российской Федерации уточняет плановые задания, утверждает план направления граждан на альтернативную гражданскую службу и до начала очередного призыва на военную службу доводит его до соответствующих органов исполнительной власти, а также военных комиссариатов субъектов Российской Федерации для принятия решений о направлении граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
Таким образом, указанная норма права провозглашает экстерриториальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы. По общему правилу прохождение альтернативной гражданской службы должно осуществляться за пределами субъекта Российской Федерации - постоянного места жительства. Исключение из общего правила об экстерриториальном прохождении альтернативной гражданской службы по смыслу комментируемой статьи будет иметь место при невозможности направить граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживают. К числу таких случаев можно отнести: отсутствие вакантных мест в организациях прохождения альтернативной гражданской службы, расположенных на территориях иных субъектов Российской Федерации; невозможность прохождения альтернативной гражданской службы в том месте, куда гражданин направляется для ее прохождения, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. В таком случае решение вопроса о направлении гражданина для прохождения альтернативной гражданской службы возложено по общему правилу не на призывную комиссию (п. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона), а на уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, которым по смыслу положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2003 года N 793 "Вопросы организации альтернативной гражданской службы" является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, осуществляющее в пределах своей компетенции исполнение законодательства в области альтернативной гражданской службы, нормативное регулирование и иные функции в области альтернативной гражданской службы; принадлежность гражданина, направляемого на альтернативную гражданскую службу, к коренным малочисленным народам.
Указанные категории граждан направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов (ст. 1 настоящего Закона и комментарий к ней).
В нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил доказательств невозможности прохождения альтернативной гражданской службы за пределами Санкт-Петербурга.
Также суд первой инстанции правильно принял во внимание, что УФСП Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП "Почта России" не предприняло действий по направлению заявок в Роструд о прохождении альтернативной гражданской службы и что законом не предоставлено призывнику право выбора места прохождения альтернативной гражданской службы призывнику.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц.П.О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.