Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Стаховой Т.М, Шеломановой Л.В.
при секретаре Матвеевой В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 декабря 2019 года административное дело N2а-2541/19 по апелляционной жалобе Товарищества собственников жилья "На Славе" на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2019 года по административному исковому заявлению Товарищества собственников жилья "На Славе" об оспаривании решения Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Товарищества собственников жилья "На Славе" Квитко Г.А. действующего по доверенности от 2 ноября 2018 года сроком до 2 ноября 2021 года, представителя административного ответчика прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга Скибенко С.А, действующей по доверенности от 20 декабря 2019 года сроком на один год, представителя административного ответчика Прокуратуры Санкт-Петербурга Скибенко С.А, действующей по доверенности от 13 ноября 2019 года сроком на один год, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Товарищество собственников жилья "На Славе" (далее ТСЖ "На Славе") обратилось в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным представление Прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга от 30 ноября 2018 года об устранении нарушений жилищного законодательства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 30 ноября 2018 года прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, согласно которому административный истец незаконно применяет фиксированный тариф в отношении собственника квартиры N... Пряжкиной Р.К, которая просит, чтобы применялся тариф, действовавший в 2007 году. Прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга было указано, что Пряжкина Р.К. не является членом товарищества и поэтому в отношении неё должны применяться тарифы, установленные договором. В договоре указано, что товарищество может вводить новые виды услуг и затраты по ним после согласования с домовладельцами. Решением общего собрания членов товарищества от 03 октября 2011 года установлен фиксированный тариф на услугу "консьерж" и Пряжкина Р.К. обязана его исполнять (л.д. 6-8).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 1 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления ТСЖ "На Славе" отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "На Славе" просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указал, что в соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и договорами. В соответствии с положениями пункта 4.3. договора N 1119 от 12 января 2007 года управления многоквартирным домом сторонами предусмотрен односторонний порядок корректировки (изменения суммы платежа за жилое помещение. Необходимость изменения (повышения) тарифа на услуги "Консьерж" было продиктовано соответствующим повышением минимального размера труда, поскольку все 62 консьержа, которые работают в ТСЖ "На Славе", свою деятельность осуществляют исключительно на основании трудовых договоров, со всеми вытекающими социальными гарантиями. Кроме того, пунктом 4.4. договора N1119 от 12 января 2007 года управления многоквартирным домом, предусмотрен механизм уведомления собственников о произведенной ТСЖ корректировке "ТСЖ уведомляет Домовладельца в индивидуальном или коллективном порядке о корректировке суммы платы по договору за месяц до её проведения. С документами, послужившими основанием для корректировки, Домовладелец имеет право ознакомиться в тот же период у Председателя Правления". Все изменения тарифов происходят посредством проведения Общих собраний членов Товарищества собственников жилья, поэтому информация об увеличении тарифов доводится до собственников заблаговременно. Таким образом, Договором N 1119 от 12 января 2007 года управления многоквартирным домом в пунктах 4.3, 4.4. предусмотрен односторонний порядок корректировки (изменения) суммы оплаты за квартиру и коллективный порядок уведомления собственников.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо Пряжкина Р. К. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказным письмом с уведомлением.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-теле-коммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Заинтересованное лицо Пряжкина Р.К. представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционный жалобы, и представителя административных ответчиков, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
В доме "адрес" выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья и 8 августа 2006 года зарегистрировано. ТСЖ "На Славе".
По обращению собственника квартиры N... в доме "адрес" Пряжкиной Р.К. Прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга в октябре-ноябре 2018 года проведена проверка, по результатам которой 30 ноября 2018 года прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга в адрес ТСЖ "На Славе" было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, выразившееся в одностороннем изменении условий договора с Пряжкиной Р.К. в части оплаты потребленных коммунальных ресурсов, а также расходов на управление, содержание и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома в нарушение условий договора, требований жилищного и гражданского законодательства и ТСЖ "На Славе" предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, а также причин и условий им способствующих; о дате и времени рассмотрения представления уведомить прокуратуру района по телефону для обеспечения участия сотрудника прокуратуры в совещании; рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в перечисленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности; о принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением копий приказов.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 17 января 1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьёй названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Обжалуемое представление от 30 ноября 2019 года по результатам проведенной проверки по обращению Пряжкиной Р.К. подписано уполномоченным должностным лицом, не содержит пороков по форме и содержанию, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Требование прокурора о соблюдении положений жилищного и гражданского законодательства при заключении и изменении условий договора, при начислении платы за коммунальные услуги и расходов на управление, содержание и техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома соответствуют положениям статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Доводы административного истца о том, что представление прокурора направлено на пересмотр условий начисления платежей Пряжкиной Р.К. с 2007 года, не соответствуют содержанию представления прокурора и действующему законодательству.
Толкование условий договора, заключенного 12 января 2007 года между ТСЖ "На Славе" и Пряжкиной Р.К, возможно при рассмотрении дела о размере платежей в порядке гражданского судопроизводства и не подлежит рассмотрению при рассмотрении настоящего дела в порядке административного судопроизводства.
Содержащееся в оспариваемом представлении требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, также не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку в оспариваемом предписании ТСЖ "На Славе" только предложено рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, что соответствует положениям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Предложение прокурора безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, а также причин и условий им способствующих; о дате и времени рассмотрения представления уведомить прокуратуру района по телефону для обеспечения участия сотрудника прокуратуры в совещании; о принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением копий приказов соответствует положениям статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
При рассмотрении оспариваемого представления в соответствии с пунктами 1 и 2 предписания с участием представителя прокуратуры ТСЖ "На Славе" вправе представить документы и доказательства в подтверждение своих доводов и возражений.
В Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса).
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "На Славе" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.