Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Шеломановой Л.В.
с участием прокурора Скибенко С.А.
при секретаре Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2020 года административное дело N2а-8677/19 по апелляционному представлению прокурора Невского района Санкт-Петербурга на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области об установлении административного надзора в отношении Б.П.И, "дата" года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав заключение прокурора Скибенко С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Б.П.И, "дата" года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы 24 февраля 2020 года, в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток; обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Б.П.И. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве; срок отбывания наказания исчисляется с 28 декабря 2015 года, освобождается из мест лишения свободы 24 февраля 2020 года; осуждённый Б.П.И. за период отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно, имеет два поощрения, одно взыскание, с сотрудниками администрации придерживается установленных норм и правил поведения; не женат, имеет среднее образование, до помещения в места лишения свободы не был трудоустроен.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области удовлетворено, в отношении Б.П.И. установлен административный надзор сроком на 8 лет с административными ограничениями: запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23:00 до 08:00, с допуском нахождения Б.П.И. вне места его жительства или пребывания в указанное время в связи с его трудовой деятельностью, а по личным обстоятельствам - с разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица; возложена обязанность являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Б.П.И. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На решение суда прокурором Невского района Санкт-Петербурга подано апелляционное представление, в котором прокурор просит изменить решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года и исчислять срок административного надзора в отношении Б.П.И. со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания до погашения судимости, то есть до 24 февраля 2028 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного истца Федерального казённого учреждения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и административный ответчик Б.П.И, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец - посредством факсимильной связи и по электронной почте, административный ответчик - судебной повесткой.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Санкт-Петер-бургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Согласно статьям 150 (часть 2), 272 (части 3-5), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Представитель административного истца и административный ответчик об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Согласно статье 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Б.П.И. осужден:
- приговором Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 декабря 2015 года по делу N1-408/15 за совершение преступления, предусмотренного ст. 30 ч. 3, ст. 228 ч.1 УК РФ и ему назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
- приговором мирового судьи судебного участка N141 г.Санкт-Петербурга от 27 мая 2016 года за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.112, ч.2, ст.69, ч.5, ст.69, ч. ст.30, ч.1, ст.228.1 УК РФ к 4 годам 2 месяцам лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Согласно приговорам преступление совершено Б.П.И. при опасном рецидиве преступлений.
Совершенное Б.П.И. преступление в силу части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации относится к категории тяжких.
В соответствии с пунктом "г" части 2 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
В силу части 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.
Поскольку в действиях административного ответчика усматривается рецидив преступлений, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необходимости установления в отношении него административного надзора.
В связи с окончанием срока отбывания наказания Б.П.И. 24 февраля 2020 года судимость может быть погашена 24 февраля 2028 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4 названного Федерального закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление в отношении Б.П.И. административного надзора не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, как ошибочно полагает административный истец, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений с его стороны путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 УК Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами. Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231 и частью первой статьи 234.1 УК Российской Федерации, а также имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282.282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК Российской Федерации, совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Налагаемые административные ограничения включают запрещение пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также обязательную явку от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного для регистрации (статья 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"). Такое правовое регулирование согласуется со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно признаваемым целям, ради которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О, от 22 апреля 2014 года N 885-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О, от 22 декабря 2015 года N 2876-О, от 19 июля 2016 года N 1676-О, от 18 июля 2017 года N 1512-О, от 29 мая 2018 года N 1393-О, от 25 октября 2018 года N 2782-О, от 25 апреля 2019 года N1183-О и др.).
Согласно части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны содержаться также сведения о сроке административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Вместе с тем, в резолютивной части решения не указано начало и окончание исчисления срока административного надзора.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить в части срока административного надзора, установив в отношении Б.П.И. административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 8 лет до 24 февраля 2028 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 декабря 2019 года изменить.
Установить Б.П.И, "дата" года рождения, уроженцу г. Ленинграда, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть сроком до 24 февраля 2028 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.