Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Лесагро" Ботвина Г.М. на вступившие в законную силу постановление начальника Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.05.2019 N12/17, решение судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 18.07.2019 N12-58/2019, решение судьи Вологодского областного суда от 17.09.2019 N7-772/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесагро" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением начальника Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.05.2019 N12/17, оставленным без изменения решением судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 18.07.2019 N12-58/2019, решением судьи Вологодского областного суда от 17.09.2019 N7-772/2019, ООО "Лесагро" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "Лесагро" Ботвин Г.М. просит об отмене приведенных актов, ссылаясь на отсутствие состава и малозначительность административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом "и" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2016 N 474, установлено, что при заготовке древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.
Из материалов дела следует, что 30.01.2019 в 10 часов 23 минуты при проведении патрулирования лесов начальником Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества обнаружено, что в делянке 6, расположенной в выделах 3, 4 квартала 34 Волокославинского участкового лесничества колхоза "Труженик" Кирилловского лесничества, заготовка древесины ООО "Лесагро" осуществлялась с нарушением требований лесного законодательства Российской Федерации, допущена трелевка в места, не предусмотренные технологической картой лесосечных работ, а именно в выдел 3 квартала 33 и выделы 3. 4 квартала 41 Волокославинского участкового лесничества колхоза "Труженик" Кирилловского лесничества. что противоречит технологической карте лесосечных работ от 15.07.2018, согласно которой трелевка древесины должна осуществляться на погрузочную площадку, расположенную в границах делянки 6, отведенной в выделах 3, 4 квартала 34 Волокославинского участкового лесничества колхоза "Труженик" Кирилловского лесничества.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО "Лесагро" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования правил заготовки древесины, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Лесагро" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "Лесагро" в пределах санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Довод жалобы законного представителя ООО "Лесагро" Ботвина Г.М. об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на виновность в нарушении правил заготовки древесины инженера по лесосырьевым ресурсам ООО "Лесагро" Иголкина В.А. подлежит отклонению как необоснованный.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из системного толкования положений главы 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что к административной ответственности подлежат привлечению физические и юридические лица.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения так же являются несостоятельными.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Характер совершенного правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у ООО "Лесагро" возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, не позволяет признать совершенное им деяние малозначительным и освободить виновное лицо от наказания по основанию, предусмотренному статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и изменения оспариваемых актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Кирилловского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 27.05.2019 N12/17, решение судьи Кирилловского районного суда Вологодской области от 18.07.2019 N12-58/2019, решение судьи Вологодского областного суда от 17.09.2019 N7-772/2019, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесагро" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Лесагро" Ботвина Г.М. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.