Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Жидковой О.В, Широковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Михеева Евгения Владиевича (далее Михеев Е.В.) на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 30 сентября 2019 года по административному делу N 2а-5053/2019 по административному иску Михеева Е.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
решениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленными письмами от 25.04.2019 NN 9911/12.4-21, 9912/12.4-21, 9913/12.4-21, 9914/12.4-21, 9915/12.4-21, 9916/12.4-21, 9917/12.4-21, 9918/12.4-21, 9920/12.4-21, 9921/12.4-21, 9922/12.4-21, 9923/12.4-21, Михееву Е.В. в ответ на его заявления от 19 марта 2019 года (вх. NN 6274, 6222, 6212, 6198, 6197, 6195, 6194, 6193, 6192, 6191, 6190, 6189) о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, пос. Карельская деревня, в собственность для индивидуального жилищного строительства на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, отказано в предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемые земельные участки располагаются на землях лесного фонда (в границах лесного квартала 20 Петрозаводского участкового лесничества Прионежского лесничества) и доступ к образуемым земельным участкам ограничен земельным участком с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащим Михееву Е.В.
Оспаривая правомерность данных отказов Михеев Е.В. 05 июня 2019 года обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании их незаконными. Просил обязать административного ответчика восстановить нарушенное право путем возобновления процедуры предварительного согласования предоставления земельных участков.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 30 сентября 2019 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Петрозаводской городской суд Республики Карелия 26 декабря 2019 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 января 2020 года, Михеев Е.В. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что пересечение с границами лесного фонда не подтверждено документально, поскольку земли лесного фонда поставлены на кадастровый учет (кадастровый номер участка N), а по данным кадастрового учета пересечение отсутствует. Считает, что при таких обстоятельствах отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков не является правомерным, поскольку действующее законодательство исходит из презумпции достоверности сведений государственного реестра недвижимости, однако в нарушение положений пункта 6 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ, к уведомлениям об отказе не было приложено документов, подтверждающих факт пересечения границ, указанные документы отсутствуют и в материалах дела. Полагает также, что вывод судов о том, что доступ к образуемым земельным участкам ограничен земельным участком с кадастровым номером 10:20:0015509:268 противоречит закону, поскольку данный земельный участок принадлежит ему на праве собственности, а положения статьи 26 Закона "О государственной регистрации недвижимости" не содержат прямого запрета на формирование земельного участка и постановку его на кадастровый учет при такой схеме расположения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 30 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Михеев Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 23811 +/- 108 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства группы домов загородного типа с полным инженерным обеспечением.
19 марта 2019 в Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" от административного истца поступило 12 заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, в кадастровом квартале N по адресу: "адрес" со ссылкой на то, что доступ к испрашиваемым земельным участкам осуществляется через земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности.
Решениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленными письмами от 25 апреля 2019 года NN 9911/12.4-21, 9912/12.4-21, 9913/12.4-21, 9914/12.4-21, 9915/12.4-21, 9916/12.4-21, 9917/12.4-21, 9918/12.4-21, 9920/12.4-21, 9921/12.4-21, 9922/12.4-21, 9923/12.4-21, в предварительном согласовании предоставления земельных участков Михееву Е.В. отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04 декабря 2006 года N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о правомерности отказа Михееву Е.В. в предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства ввиду их частичного расположения на землях лесного фонда и отсутствия доступа к образуемым земельным участкам.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, чего в данном деле судами не установлено.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под индивидуальное жилищное строительство и эксплуатацию жилого фонда действующим лесным законодательством не предусмотрено.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищи, строительства.
Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
Поскольку суды с учетом приведенных правовых норм и на основании представленных в дело доказательств, включая картографические материалы, установили, что границы испрашиваемых земельных участков пересекают границы 20-го лесного квартала Петрозаводского участкового лесничества и Прионежского лесничества, оснований полагать ошибочным их вывод о том, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обоснованно отказало Михееву Е.В. в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Не может служить основанием к отмене судебных актов и факт принадлежности административному истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015509:268, обеспечивающий по его мнению доступ к испрашиваемым земельным участкам, поскольку указанное обстоятельство не гарантирует беспрепятственный доступ к испрашиваемым земельным участкам в случае приобретения данных земельных участков по результатам аукциона иными лицами, что приведет к невозможности размещения объектов недвижимости на данных участках и другим препятствующим рациональному использованию недостаткам, что в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации является одним из требований к образуемым земельным участкам.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 01 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Карелия от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Михеева Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.