Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Широковой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства Здравоохранения Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июля 2019 (дело 2а-5503/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 октября 2019 года по административному исковому заявлению Министерства Здравоохранения Республики Коми к Территориальному органу Росздравнадзора по Республике Коми о признании предписания N 8 от 30 января 2019 года незаконным.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Республики Коми (далее по тексту - Министерство) подало в Сыктывкарский городской суд Республики Коми административное исковое заявление о признании незаконным предписания N8 от 30 января 2019 года Территориального органа Росздравнадзора но Республике Коми (далее по тексту - Росздравнадзор), поскольку является неисполнимым ввиду сжатых сроков, тогда как процедура проведения организации закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также положениями постановления Правительства Республики Коми от 10 декабря 2013 года N482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми" требует значительных временных затрат.
В последующем, дополняя основания административных требований о незаконности оспариваемого предписания Министерством указано на отсутствие правовых актов, которые бы уполномочивали органы Росздравнадзора проверять ход исполнения государственных контрактов, как следствие, выдавать акты (предписания) с требованием провести мероприятия по обмену или возврату лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в соответствии с условиями заключенных контрактов. При этом в соответствии с условиями государственных контрактов, заключенных Министерством, возврат и обмен лекарственных препаратов с истекшим сроком годности возможен лишь в пределах срока действия государственного контракта, тогда как контракты, по которым остатки лекарственных препаратов с истекшим сроком годности находятся в фармацевтической организации, являются недействующими в связи с окончанием срока их действия. Данные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о том, что требование провести мероприятия по обмену или возврату лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в соответствии с условиями таких контрактов выдано за пределами полномочий Росздравнадзора.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июля 2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 октября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Министерство здравоохранения Республики Коми подало кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в связи с нарушением норм материального права. Продолжает настаивать на изложенных в административном исковом заявлении доводах.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения", Приказом Минздрава России от 13 декабря 2012 года N1040н "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения", приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 6 июня 2013 гожа N2296-Пр/13 "Об утверждении Положения о Территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми" и является уполномоченным органом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по итогам ранее проведенной плановой выездной проверки на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 21 сентября 2018 года N01-04/399/18 в отношении Министерства здравоохранения Республики Коми составлен акт проверки от 26 октября 2018 года N234.
Выявленные в ходе проверки нарушения явились основанием для выдачи Министерству здравоохранения Республики Комп предписания от 26 октября 2018 года N114 об устранении выявленных в рамках проверки нарушений с установленным сроком исполнения до 9 января 2019 года.
Названное предписание содержало в себе требования соблюдать положения пункта 2 статьи 18, подпункта 5 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"; исполнять полномочия в соответствии с пунктом 1, 3 статьи 4.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; осуществить закупку лекарственных препаратов с учетом имеющейся дефектуры и потребности медицинских организаций до конца 2018 года, обеспечить рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании, провести мероприятия по обмену или утилизации лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в соответствии с условиями заключенных контрактов, провести проверку ГУП РК "ГАРК" в части исполнения государственного контракта по оказанию услуг по приемке, хранению, доставке, отпуску лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупленных по государственным контрактам на поставку лекарственных препаратов, изделии медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей- инвалидов. В случае необходимости провести претензионную работу.
Во исполнение указанного предписания Министерством предоставлена информация, согласно которой в период с октября 2018 года по декабрь 2018 года проведены мероприятия по закупке лекарственных препаратов в общем количестве 61 МНН. В результате проведенных мероприятий заключено 75 государственных контрактов на закупку лекарственных препаратов и 126 контрактов с единственным поставщиком на поставку лекарственных препаратов.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом внеплановой проверки является выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).
Пунктом 1 части 2 статьи 10 названного Федерального закона определено, что основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Так, на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 10 января 2019 года N01-04/01/19 проведена внеплановая документарная проверка Министерства здравоохранения Республики Коми с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 26 октября 2018 года N114 к акту
проверки N234 от 26 октября 2018 года с установленным сроком исполнения до 9 января 2019 года.
Результатом внеплановой проверки явилось выявление фактов невыполнения требований предписания N114 от 26 октября 2018 года к акту проверки N234 от 26 октября 2018 года, в связи с чем внесено предписание N 8 от 30 января 2019 года об устранении выявленных нарушений, а именно: соблюдать требования пункта 2 статьи 18, подпункта 5 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"; исполнять полномочия в соответствии с пунктом 1, 3 статьи 4.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" - осуществить закупку лекарственных препаратов с учетом имеющейся дефекутры по состоянию на 30 января 2019 года, обеспечить рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании по состоянию на 30 января 2019 года, провести мероприятия по обмену или возврату лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, в соответствии с условиями заключенных ГК, провести проверку ГУП РК "ГАРК" в части исполнения государственного контракта по оказанию услуг по приемке, хранению, доставке, отпуску лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупленных по государственным контрактам на поставку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения специализированных продуктов лечебного питания для детей инвалидов. В случае необходимости провести претензионную работу.
Срок для устранения приведенных в указанном предписании нарушений установлен до 29 марта 2019 года.
Из содержания статьи 17 Федерального закона од 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 21 ноября 201 1 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначении", учитывая также положения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и пришли к выводу, что выданное предписание содержит законные требования по устранению выявленных нарушений обязательных требований, а также перечень мероприятий (действий) к обязательному исполнению со ссылкой на нормы права, которые лицо либо нарушило (не исполнило) либо на основании которых данное лицо должно исполнить указанные мероприятия (выполнить определенные действия).
Судами правильно отвергнуты доводы Министерства здравоохранения Республики Коми о недостаточности сроков для заключения государственных контрактов, поскольку такие сроки проведения заявочной компании определяются на основании нормативного акта самого Министерства здравоохранения, которая, в том числе должна проводиться Министерством планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов, указал, что сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов не должны влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства.
Следовательно, выданное Министерству здравоохранения Республики Коми предписание Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми от 30 января 2019 года N8 не содержит требований, противоречащих действующему законодательству, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Заявочная компания должна проводиться Министерством, планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов и прогнозных показателей, а не с момента получения предписания контрольного органа. Действующее законодательство позволяет Министерству здравоохранения выбрать различные способы заключения государственных контрактов, позволяющих своевременно и бесперебойно обеспечить нуждающихся но состоянию здоровья граждан жизненно необходимыми и важными лекарственными препаратами.
Судами первой и апелляционной инстанций также обоснованно не приняты во внимание доводы административного ответчика относительно отсутствия у Росздравнадзора полномочий на выдачу предписания в части проведения мероприятий по обмену или утилизации лекарственных препаратов с истекшим сроком годности в соответствии с условиями заключенных контрактов.
Предписывая Министерству провести мероприятия по обмену или утилизации лекарственных препаратов в соответствии с условиями заключенных контрактов, Росздравнадзором учтено то обстоятельство, что Минздрав является стороной таких контрактов, выступая от имени заказчика. Невыполнение договорных условий одной из сторон договора является основанием для предъявления претензий в целях досудебного урегулирования спора другой стороной договора, в связи с чем, Минздрав, являясь стороной контракта, обязан контролировать исполнение поставщиками обязательств, предусмотренных условиями государственных контрактов, в числе которых и замена лекарственных препаратов, поставленных на склад, но не отпущенных гражданам, при истечении срока годности таких лекарственных средств, при том, что условиями таких контрактов исполнение данной обязанности поставщиком не пресекается сроком действия контракта о поставке лекарственных препаратов.
Поскольку Минздраву предписано совершить действия, которые входили в его полномочия, это условие правомерно включено в оспариваемый акт Росзздравнадзора.
Установленные законом основания для отмены обжалованных судебных постановлений отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 07 октября 2019 года по административному исковому заявлению Министерства Здравоохранения Республики Коми к Территориальному органу Росздравнадзора по Республике Коми о признании предписания N 8 от 30 января 2019 года незаконным оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.