Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А. М, Широковой Е. А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Ухова Сергея Петровича к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании устранить нарушение прав
решение по первой инстанции вынесено Лужским городским судом Ленинградской области 03 июня 2019 года по делу N 2а-610/2019, Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя администрации муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области - Кустаревой Т.Ю, поддержавшей кассационную жалобу, пояснения Ухова С.П, возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором указал, что 30 ноября 2018 года обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1835 кв.м, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес", приложив необходимые документы, в том числе подготовленную МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, состоящею из текстовой части и графических материалов. Ответом от 10 декабря 2018 года N 016-13601/2018 отказано в утверждении схемы в связи с частичным совпадением местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельных участков, образованных в соответствии с ранее принятыми решениями об утверждении схем расположения земельных участков. Ответчиком указано на наличие ранее сформированных участков для предоставления состоящим на учете лицам в соответствии с Законом Ленинградской области от 14.10.2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области". Отказ ответчика противоречит закону, поскольку его схема года была согласована с главным архитектором администрации района Япаевым С.А, следовательно, по состоянию на 30.11.2018 года образованных в соответствии с Законом Ленинградской области от 14.10.2008 года N 105-оз земельных участков не имелось, постановлений органа местного самоуправления об утверждении схем их расположения на 30.11.2018 года не принималось. Действия ответчика по отказу в утверждении его схемы привели к нарушению права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, причинению убытков в связи с оплатой услуг МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро".
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд:
- признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1835 кв.м, по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории, обязании ответчика устранить нарушение прав, утвердив схему.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 03 июня 2019 года Ухову С.П. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 сентября 2019 года решение Лужского городского суда Ленинградской области от 03 июня 2019 года отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения, обязании устранить нарушение прав, принято в указанной части новое решение:
Признано незаконным решение администрации Лужского муниципального района Ленинградской области 10 декабря 2018 года N 016-13601/2018 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обязана повторно рассмотреть заявление административного истца от 30 ноября 2018 года.
В остальной части то же решение оставлено без изменения.
На вступившее в законную силу апелляционное определение администрация муниципального образования Лужский муниципальный район Ленинградской области подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене и оставлении в силе решения суда первой инстанции в связи с нарушением судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
Пунктом 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Подпунктом 2 п. 2.6.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования Лужский муниципальной район Ленинградской области", утвержденного постановлением администрации Лужского муниципального района от 20.11.2017 года N 4160 (далее - административный регламент), в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусмотрено полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Ответственным структурным подразделением администрации за предоставление муниципальной услуги является отдел архитектуры и градостроительства (п. 1.3 административного регламента).
Решение об утверждении схемы либо решение об отказе в утверждении схемы подписывает глава администрации района (п. 4.4.5, 4.4.6 административного регламента).
Пунктом 2.4 Административного регламента установлен срок предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - не более 14 рабочих дней, исчисляемых со дня регистрации заявления с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги.
Судом первой инстанции установлено, что 30 ноября 2018 года Ухов С.П. обратился в администрацию Лужского муниципального района с заявлением, в котором просил утвердить схему расположения на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала N N земельного участка площадью 1835 кв.м, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес".
К заявлению были приложены: схема расположения на кадастровом плане территории, копия паспорта, выкопировка из Правил землепользования и застройки.
Ответом и.о. главы администрации Лужского муниципального района Голубева А.В. от 10 декабря 2018 года N 016-13601/2018 в утверждении схемы истцу было отказано по причине формирования территории кадастрового квартала, где расположен испрашиваемый участок, для предоставления категориям лиц, указанных в Законе Ленинградской области от 14.10.2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда правильно исходила из того, что представленный ответ административного ответчика на заявление Ухова С.П. носит информационный характер и не содержит оснований для отказа, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, является незаконным.
Этот вывод суда апелляционной инстанции по существу не оспаривается и в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах, решение суда правильно отменено с принятием по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого ответа. При этом у суда апелляционной инстанции не имелось оснований выхода за пределы заявленных Уховым требований и оценке иных ответов на другие заявления, не оспоренных Уховым по настоящему делу.
В качестве способа восстановления нарушенного права судом апелляционной инстанции правомерно выбрано возложение на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления Ухова, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Состоявшееся по делу определение суда апелляционной инстанции соответствует закону. Основания к его отмене отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 26 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Ухова Сергея Петровича к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании устранить нарушение прав оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.