Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Широковой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гомболевской Галины Владимировны на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 15 августа 2019 года (дело N2а-754), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Гомболевской Г.В. к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гомболевская Г.В. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что на основании договора купли-продажи от 20 ноября 2018 года она является собственником земельного участка площадью 914 кв.м с кадастровым номером N, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры, расположенного в "адрес". В феврале 2019 года Гомболевская Г.В. направила уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. Уведомлением администрации МО "Зеленоградский городской округ" от 15 февраля 2019 года Гомболевская Г.В. поставлена в известность о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на данном земельном участке по тем основаниям, что земельный участок отнесен к территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ - многофункциональной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами и общественно-деловой зоне - согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение", утвержденным решением поселкового совета депутатов МО "Переславское сельское поселение" от 21 февраля 2010 года N 20, которые подлежат применению на данной территории до принятия правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
По мнению административного истца, уведомление от 15 февраля 2019 года не соответствует закону, в частности положениям п. 8 ст. 36 ГрК РФ, ст. 40, п.п. 3, 4 ст. 85 ЗК РФ, поскольку установленный до принятия правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка относится в настоящее время к условно разрешенному виду использования земельных участков, у правообладателя земельного участка при изменении территориального зонирования сохраняется право использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства, которое не представляет опасности для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. С учетом изложенного Гомболевская Г.В. просила признать незаконным уведомление от 15 февраля 2019 года и обязать администрацию МО "Зеленоградский городской округ" выдать уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 15 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 ноября 2019 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Гомболевская Г.В. подала кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о нарушении судом норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
На основании части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (п. 1); направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (п. 2).
Из приведенных норм следует, что при поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (абзац первый пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и сведений публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет 15 августа 2016 года, при этом в государственном кадастре недвижимости учтен вид разрешенного использования - для иных видов жилой застройки, по документу об установлении вида разрешенного использования - "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры".
Согласно выписке из правил землепользования и застройки муниципального образования "Переславское сельское поселение", утвержденных решением совета депутатов МО "Переславское сельское поселение" от 21 декабря 2010 года N 20 (с последующими изменениями и дополнениями), земельный участок с кадастровым номером N отнесен к многофункциональной территориальной зоне 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ: зона застройки среднеэтажными (1-5 этажей) жилыми домами и общественно-деловая зона.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков, отнесенных к этой территориальной зоне, не включает вид разрешенного использования "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры".
Такой вид разрешенного использования не предусмотрен и классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года.
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости oт его соответствия указанному классификатору.
Однако само по себе признание действительным ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующего классификатору видов разрешенного использования земельных участков, а именно: "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры", не порождает безусловного права административного истца на строительство индивидуального жилого дома на данном участке.
Так, Градостроительный кодекс Российской Федерации и классификатор видов разрешенного использования земельных участков не содержат указания на вид разрешенного использования "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры".
Согласно актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденной приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр различаются такие виды градостроительной деятельности как коттеджная и усадебная застройка.
При этом к зоне коттеджной застройки относятся территории, на которых размещаются отдельно стоящие одноквартирные 1 - 2 - 3-этажные жилые дома с участками, как правило, от 800 до 1200 м и более, как правило, не предназначенными для осуществления активной сельскохозяйственной деятельности (п.3.11), а к зоне усадебной застройки - территория, занятая преимущественно одно-двухквартирными 1- 2-этажными жилыми домами с хозяйственными постройками на участках от 1000 до 2000 м2 и более, предназначенными для садоводства, огородничества, а также в разрешенных случаях для содержания скота (и. 3.13).
Перечень видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пределах территориальной зоны 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ, в качестве условно разрешенного вида использования допускает только индивидуальную усадебную жилую застройку.
Коттеджная застройка на данной территории не предусмотрена.
При выявлении неопределенности в вопросе допустимых видов разрешенного использования объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для коттеджного строительства, правообладатель вправе обратиться в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков с тем, чтобы признанный действительным ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка был уточнен применительно к видам разрешенного использования, установленным классификатором.
Решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" и видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1) или иным видом разрешенного использования, допускающим согласно Классификатору индивидуальное жилищное строительство, уполномоченный орган Гомболевской Г.В. не выдавал.
При таких обстоятельствах вид разрешенного использования принадлежащего административному истцу земельного участка не соответствует градостроительному регламенту.
Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, которые не соответствуют градостроительному регламенту, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
С учетом этой нормы о недопустимости строительства новых объектов на земельных участках, не соответствующих градостроительному регламенту, администрацией муниципального образования "Зеленоградский городской округ" правомерно направлено Гомболевской Г.В. уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Ссылки административного истца на то, что в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации у нее сохраняется право при изменении территориального зонирования продолжить дельнейшее использование земельного участка по его назначению, не свидетельствуют о неправомерности уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке при том, что согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка, не соответствующего градостроительному регламенту, вправе продолжить фактическое пользование таким земельным участком, а лица, участвующие в деле, не оспаривают, что с момента образования и до настоящего времени земельный участок не используется, какие-либо объекты капитального строительства на нем отсутствуют.
Ссылку на то, что вид разрешенного использования земельного участка "для коттеджного строительства с объектами инфраструктуры" позволяет строительство на нем индивидуального жилого дома, суды первой и апелляционной инстанций правильно признали не состоятельной, поскольку законодательно не закреплено, что понятия коттедж и индивидуальный жилой дом являются тождественными, при том, что коттедж может иметь различное назначение, в том числе с учетом функциональной зоны расположения земельного участка 1 ЖЗ 0210 2 ОДЗ. Более того, указание на размещение рядом с коттеджем объекта инфраструктуры подтверждает, что в разрешенном использовании земельного участка не идет речь о строительстве индивидуального жилого дома.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы о том, что судом в нарушение части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не учтены судебные решения по административным искам иных граждан, не влекут отмену решения, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат повторному доказыванию обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу с участием лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства. Гомболевская Г.В. участником дел, на которые она ссылается, не являлась.
Вопросы применения норм материального права к фактическим обстоятельствам не относятся, в силу части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения по каждому административному делу суд определяет нормы права, подлежащие применению.
Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Зеленоградского районного суда Калининградской области от 15 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 13 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Гомболевской Г.В. к администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ" об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке оставить без изменения, кассационную жалобу Гомболевской Галины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.