Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Широковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области на решение Чудовского районного суда Новгородской области от 10 июня 2019 года и апелляционное определение Новгородского областного суда от 28 августа 2019 года по административному делу 2а-262/2019 по административному исковому заявлению прокурора Маловишерского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушения требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Маловишерского района Новгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части обеспечения территории г.Малая Вишера источниками наружного противопожарного водоснабжения, установленных по результатам проведенной прокуратурой Маловишерского района на основании информации начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Маловишерскому и Окуловскому районам УНД и ПР ЕУ МЧС России по Новгородской области проверки соблюдения администрацией требований пожарной безопасности.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Маловишерскому и Окуловскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области.
Решением Чудовского районного суда Новгородской области от 10 июня 2019 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 28 августа 2019 года, административный иск удовлетворен.
Признано незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц бездействие администрации Маловишерского муниципального района.
На администрацию Маловишерского муниципального района возложена обязанность в срок до 31 декабря 2020 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- принять меры по локализации возможных пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в населенных пунктах, где время прибытия первого подразделения пожарной охраны превышает 20 минут (в д. Подмошье и д. Пруды);
- обеспечить территорию г..Малая Вишера источниками наружного противопожарного водоснабжения (наружными водопроводными сетями с пожарными гидрантами), а именно: ул. Анны Костиковой, ул. Балочная, ул. Береговая, Береговой пер, ул. Березовая Аллея (100 метров в северную сторону), Воинский пер, ул. Боровая, Боровой пер, ул. Булатово Поле, ул. Верхняя, ул. Веселая Горка, ул. Володарского, ул. Гагарина (от д. 33 до д. 41 и от д. 65 до конца улицы), ул. Германа Титова, Герцена пер, ул. Герцена, ул. Гоголя, ул. Железнодорожный Домострой, ул. Задняя, ул. Заречная, ул. Зеленая (от начала улицы до д. 15), Ильинский пер, ул. Кирова, Кировский пер, ул. Комиссара Дмитриева (от начала улицы до д. 46 и последние 50 метров в конце улицы), ул. Коммунистическая, Коммунистический пер, ул. Комсомольская (от начала улицы до д. 49, от д. 69 до д. 87, последние 50 метров в конце улицы), ул. Коробача (от начала улицы до д. 29, от д. 62 до конца улицы), ул. Космонавтов (от д. 3 до конца улицы), ул. Красная, ул. Красноармейская, Красноармейский пер, ул. Кузнецова, ул. Кузьминская, ул. Левченко (от начала улицы до д. 13, от д. 27 до д. 79, от д. 99 до конца улицы), ул. Ленина (от д. 3 до д. 25, от д. 35 до конца улицы), ул. Ленинградская (100 метров от начала улицы, от д. 37 до д. 47, от д. 57 до конца улицы), Ленинский пер, ул. Лермонтова (от д. 13 до д. 27, от д. 55 до конца улицы), ул. Лесная (от начала улицы до переселения с ул. 3 КДО, а также участок с домами 17а, 21, 29, 42, 43, 43а, 44, 45, 47, 49, комплексы гаражей), Лесной пер. (40 метров от начала улицы), Лесозаготовителей пер, ул. Лесозаготовителей, ул. Лидии Казанской, ул. Лисконоженко, ул. Луговая, ул. Льва Толстого, ул. Маяковского, ул. Мелиораторов, ул. Мерецкова (за исключением д. 1, 6, 9, 11, 11а, 13), ул. Мира (от начала улицы до д. 5, от д. 27 до конца улицы), Мирный пер, ул. Молодежная, ул. Московская (от д. 34 до д. 52, от д. 73 до конца улицы), ул. Мусы Джалиля, ул.
Набережная, Набережный пер. (от начала улицы до д. 23), ул. Некрасова (от начала улицы до д. 33, от д. 63 до конца улицы), ул. Новгородская (от начала улицы до д. 7, от д. 35 до д. 45; от д. 93 до конца улицы), Новгородский пер, Новый пер, ул. Октябрьская, ул. Парковая, Первомайский пер, Пионерский пер, ул. Полевая, Полевой пер, Прачечный пер, ул. Пушкинская, ул. Революции (50 метров от начала улицы, от д. 29 до конца улицы), ул. Рябиновая Аллея (150 метров в северную сторону), ул. Садовая, ул. Саши Александровой (от начала улицы до д. 15, от д. 43 до д. 57, от д. 67 до д. 87, от д. 115 до конца улицы), ул. Северная, ул. Сенная, ул. Славная, Славный пер, ул. Советская (130 метров от начала улицы, от д. 9 до конца улицы), ул. Солнечная, ул. Трактористов, Тракторный пер, ул. Труда, ул. Урицкого, Флота пер, ул. Школьная, ул. Энергетиков, ул. Южная, Южный пер, Яковлевский пер, ул. 1 Мая, ул. 3 КДО (от начала улицы до д. 32, от д. 62 до конца улицы), 1-й Дорской пер, 2-й Дорской пер, 3-й Дорской пер, 4-й Дорской пер, 5-й Дорской пер, 1-й Кировский пер, 2-й Кировский пер, 1-й Кузьминский пер, 2-й Кузьминский пер, 3-й Кузьминский пер, 4-й Кузьминский пер, 1-й Набережный пер. (от начала улицы до д. 17), 2-й Набережный пер. (от начала улицы до д. 18), 1-й Октябрьский пер, 2-й Октябрьский пер, 3-й Октябрьский пер, 4-й Октябрьский пер, 5-й Октябрьский пер, 6-й Октябрьский пер, 7-й Октябрьский пер, 8-й Октябрьский пер, 1-й Полевой пер, ул. 1-я Парковая, ул. 2-я Парковая, ул. 3-я Парковая, ул. 4-я Парковая, ул. 1-я Пионерская, ул. 2-я Пионерская, ул. 3-я Пионерская, 1-й Северный гер, 2-й Северный пер.).
В кассационной жалобе, поданной через Чудовский районный суд Новгородской области 16 января 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 07 февраля 2020 года, администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что резолютивная часть решения не содержит информации о том, какие конкретно действия должна произвести администрация муниципального района для исполнения заявленных требований; расчет обеспеченности источниками наружного противопожарного водоснабжения на территории г. Малая Вишера произведен без учета фактически размещенных гидрантов. Полагает, что вопреки выводу судов о наличии бездействия администрации в области требований пожарной безопасности, принятые ею меры по заключению муниципальных контрактов на поставку пожарных гидрантов в количестве 14 единиц и частичной замене неисправных пожарных гидрантов (6 ед.), свидетельствуют об обратном. Кроме того, считает, что срок исполнения заявленных прокурором требований является заведомо неисполнимым.
В возражениях на кассационную жалобу прокуратура Новгородской области указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденном Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что администрацией Маловишерского района Новгородской
области ненадлежащим образом организовано обеспечение г.Малая Вишера источниками наружного противопожарного водоснабжения, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", относится в числе прочего принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В силу части 1 статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной в период с 10 апреля по 10 мая 2019 года прокуратурой Маловишерского района на основании информации начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Маловишерскому и Окуловскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Новгородской области, проверки соблюдения администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области требований пожарной безопасности, установлено, что время прибытия первого подразделения пожарной охраны превышает 20 минут в д. Подмошье (расстояние от ближайшего подразделения пожарной охраны 100 км, проезд от подразделений пожарной охраны пожарно-спасательного гарнизона Маловишерского района отсутствует) и д. Пруды (расстояние от ближайшего подразделения пожарной охраны 100 км, проезд от подразделений пожарной охраны пожарноспасательного гарнизона Маловишерского района отсутствует), однако в данных населенных пунктах не приняты меры по локализации возможных пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В качестве субъекта, на котором лежит обязанность по обеспечению и соблюдению первичных мер пожарной безопасности населения в границах территории Маловишерского городского поселения, является администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области.
При указанных обстоятельствах оснований полагать ошибочным вывод судов о том что обязанность самостоятельной разработки конкретного перечня первичных противопожарных мер с целью локализации пожара и спасения людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, в том числе и в отношении населенных пунктов д.Подмошье и д.Пруды, лежит на администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области, не имеется.
Поскольку судами установлено, что администрацией Маловишерского муниципального района Новгородской области данная обязанность не исполнена, возложение на нее обязанности по устранению выявленных нарушений и принятию мер по локализации возможных пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы в д. Подмошье и д. Пруды, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии бездействия со стороны администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области в части обеспечения территории г.Малая Вишера источниками наружного противопожарного водоснабжения ввиду частичной обеспеченности указанной территории пожарными гидрантами, что обусловлено действиями администрации по замене неисправных гидрантов и установке новых, об ошибочности выводов судов не свидетельствуют, поскольку указанные действия, как справедливо отмечено судами, явно не соответствуют объему работ, необходимых для обеспечения г. Малая Вишера источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с нормативами.
Не могут служить основанием к отмене судебных актов и доводы кассационной жалобы об отсутствии в резолютивной части решения суда указания на конкретные действия (мероприятия), которые должен совершить административный ответчик для устранения нарушений требований пожарной безопасности, поскольку обжалуемое решение не препятствует администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области в силу имеющихся у нее полномочий самостоятельно избрать конкретный способ исполнения предъявленных к ней требований, позволяющий исключить возникновение опасности распространения пожара.
Перечень возможных первичных мер пожарной безопасности, как верно указано в судебных актах, открыт. Он может включать в себя разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования, социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности (статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") и другие. Выбор таких мероприятий зависит от имеющихся у органа местного самоуправления сил и средств, местных условий и других факторов.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы о неисполнимости решения суда в установленный им срок, поскольку срок, установленный судом для устранения нарушения требований пожарной безопасности (1, 5 года) является разумным и учитывающим баланс интересов органов местного самоуправления и населения. Кроме того, при наличии объективных препятствий к исполнению решения суда в указанный срок администрация не лишена возможности обратиться в суд за отсрочкой его исполнения.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чудовского районного суда Новгородской области от 10 июня 2019 года и апелляционное Новгородского областного суда от 28 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.