Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Широковой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2019 года (дело 2а-6924/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 09 октября 2019 года по административному исковому заявлению Рябининой Людмилы Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
20 марта 2019 года Рябинина Л.Н. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее Управление Росреестра по Вологодской области) с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", приложив к заявлению регистрационное удостоверение от 25 апреля 1997 года, выданное МУП ТИ "Гортехинвентаризация".
Государственная регистрация права собственности на указанную квартиру приостановлена до 01 мая 2019 года (уведомление от 01 апреля 2019 N 35/001/801/2019-3944), в связи с тем, что не представлены документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Регистратором направлен запрос в ЕП ВО "Вологдатехинвентаризация" о предоставлении дубликатов или заверенных копий документов, устанавливающих и подтверждающих право собственности на указанную выше квартиру, а также о предоставлении сведений о фактически проведенной регистрации правообладателей в отношении данной квартиры.
В связи с истечением 06 мая 2019 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 01 апреля 2019 года, Рябининой Л.Н. отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с не устранением приведенной в уведомлении от 01 апреля 2019 года причины, препятствующей осуществлению регистрации права собственности (перехода права), а именно: не получен ответ на межведомственный запрос и заявитель не представил лично дополнительные документы, необходимые для проведения регистрации.
Выражая несогласие с отказом в регистрации права собственности, Рябинина Л.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Вологодской области, в котором просила признать незаконным решение от 06 мая 2019 года N 35/001/801/2019-3944 об отказе в государственной регистрации; возложить обязанность на Управление Росреестра по Вологодской области осуществить государственную регистрацию на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" на основании заявления от 20 марта 2019 года N 35/001 /801 /2019- 3944 и представленных документов за Рябининой Л.Н.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2019 года исковые требования Рябининой Людмилы Николаевны удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 06 мая 2019 года N 35/001/801/2019-3944 об отказе в государственной регистрации.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" на основании заявления Рябининой Людмилы Николаевны от 20 марта 2019 года N 35/001/801/2019-3944 и представленных документов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 09 октября 2019 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2019 года изменено, абзац третий резолютивной части решения изложен в новой редакции:
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Рябининой Людмилы Николаевны от 20 марта 2019 года N 35/001 /801 /2019-3944 об осуществлении государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
На вступившие в законную силу судебные постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области подала кассационную жалобу. В жалобе приводятся доводы о неправильной оценке судом обстоятельств дела.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с пунктами 3-5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 5 части I статьи 26 указанного закона предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 27 этого же закона установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили при разрешении настоящего спора положения Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку в части 1 статьи 1 данного закона установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Частью 3 статьи 7.2 приведенного закона установлено, что срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней (два рабочих дня - при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости) со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из отзыва Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации на административное исковое заявление следует, межведомственный запрос из Управления Росреестра по Вологодской области о предоставлении соответствующих документов на имя Рябининой Л.Н. не поступал, соответственно, административный ответчик не осуществлял контроль за поступлением и исполнением направленного им запроса. Сведений, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
Пункт 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года содержит вывод о том, что непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
При этом Верховный Суд Российской Федерации указывает на то, что с 01 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отмечено, что установленные Законом о регистрации основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета сходны с основаниями, которые закреплены в статьях 26 и 27 Закона о кадастре.
Таким образом, вопреки изложенным в апелляционной жалобе доводам, изложенные в пункте 12 Обзора выводы распространяются и на правоотношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 года N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда" установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется на основе регистрации и технической инвентаризации.
На основании пункта 1.2 Инструкции "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации" (далее - Инструкция), утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 года N 380, действовавшей на момент выдачи регистрационного удостоверения, бюро технической инвентаризации проводило регистрацию жилых домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в городах, поселках городского типа и сельской местности в целях учета их принадлежности.
Согласно пункту 1.10 вышеуказанной Инструкции регистрация производилась на основании документов, устанавливающих право собственности (правоустанавливающих документов).
В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции регистрационное удостоверение включено в перечень правоустанавливающих документов.
Кроме того, до 31 января 1998 года на основании статьи 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и приказа Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года N 83 "Об утверждении Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" бюро технической инвентаризации регистрировали сделки с недвижимостью.
Так, согласно с части 1 статьи 6 Федерального закона от 2! июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.
В связи с тем, что право собственности на вышеуказанную "адрес" возникло у Рябининой Л.Н. в 1997 году, то есть до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также было зарегистрировано в соответствии с действующим на тот момент законодательством, данное право собственности на основании регистрационного удостоверения от 25 апреля 1997 года N744/1 признается юридически действительным.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам направления межведомственного запроса.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Состоявшиеся по делу судебные постановления соответствуют закону и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 09 октября 2019 года по административному исковому заявлению Рябининой Людмилы Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.