Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Широковой Е.А, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Борисова Олега Ивановича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Борисова Олега Ивановича к Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми о признании незаконными и недействующими уведомления N 389415 от 14 декабря 2018 года о расчёте земельного налога, требований N 6699 по состоянию на 25 февраля 2019 года и N6727 по состоянию на 27 февраля 2019 года об уплате налога, пени, а также решения Управления ФНС России по Республике Коми N 35 об отказе в удовлетворении жалобы
по первой инстанции решение принято Сыктывкарским городским судом Республики Коми 05 июня 2019 (дело 2а-367/2019), Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 1, УФНС России по Республике Коми - Бабиковой Ю.П, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Борисов О.И. обратился в суд с изложенным выше административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что с 2014 года он как собственник земельных участков является плательщиком земельного налога. Изначально земельные участки были выделены для ведения сельского хозяйства с соответствующим видом разрешённого использования. В связи с утверждением в 2016 году сельским поселением "Ыб" нового генерального плана, земельные участки с кадастровыми номерами: N, N вошли в границу поселения, что повлекло изменение вида разрешённого использования участков, а именно "для строительства одноквартирного жилого дома с приквартирным участком". При исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N налоговым органом на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации применена неверна налоговая ставка и повышающий коэффициент 4, что, по мнению административного истца, является неправомерным. Настаивая на том, что вид разрешённого использования земельного участка предполагает строительство на спорных участках индивидуального одноквартирного дома, административный истец полагает и полагает, что при исчислении налога подлежал применению пункт 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 июня 2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года административный иск Борисова О.И. удовлетворен частично.
Признано незаконным налоговое требование N 6727 по состоянию на 27 февраля 2019 года Межрайонной ИФНС России N 1 по РК в части начисления земельного налога за 2017 год на земельные участки с кадастровыми номерами N с применением повышающей налоговой ставки и повышающего коэффициента 4, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении административных исковых требований Борисова Олега Ивановича о признании уведомления N 389415 от 14 декабря 2018 года Межрайонной ИФНС России N 1, решения N 35 У ФНС России по Республике Коми отказано.
Признано незаконным налоговое требование N 6699 по состоянию на 25 февраля 2019 года Межрайонной ИФНС России N 1 по РК о перерасчете земельного налога за 2015 и 2016 год на земельные участки с кадастровыми номерами N и начислению пени.
На апелляционное определение Борисов О.И. подал кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене в связи с нарушением норм материального права. Считает выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, правильными. Мотивы, которые изложены в определении суда апелляционной инстанции противоречащими закону.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как установлено судом, с 2014 года Борисов О.И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район.
На момент приобретения указанные земельные участки относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имели разрешённое использование: для ведения сельского хозяйства. Земельный участок с кадастровым номером N имел общую площадь 54024 кв.м, при постановке на кадастровый учёт его кадастровая стоимость составляла 35326, 29 руб, земельный участок с кадастровым номером N имел общую площадь 54005 кв.м, кадастровая стоимость составляла 35313, 87 руб, земельный участок с кадастровым номером N площадью 54016 кв.м, имел кадастровую стоимость 35321, 06 руб.
Решением Совета сельского поселения "Ыб" от 06 февраля 2014 года N 15/02-04-81 утверждён Генеральный план с разработкой Правил землепользования застройки территории муниципального образования сельского поселения "Ыб".
Постановлением администрации сельского поселения "Ыб" от 15 декабря 2015 года N 12/138 утверждён перечень земельных участков в д. Каргорт и д. Березник, согласно которому принадлежащие Борисову О.И. земельные участки с кадастровыми номерами N вошли в границы населённого пункта д. Каргорт, категория земель изменена на земли населённых пунктов.
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) 29 июля 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 8844269, 04 руб. вследствие внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешённом виде использования данного земельного участка на основании заявления о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости N 11-0-1-48/3001/2016-855, поступившем 15 июля 2016 года. В соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решением Совета сельского поселения "Ыб" от 06 февраля 2014 года N 15/02-04-81 данному земельному участку собственником установлено разрешенное использование - одноквартирные дома с приквартирными участками.
Аналогичные изменения произведены 29 июля 2016 года и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, при этом кадастровая стоимость земельных участков определена в размере 8841158, 55 руб. и 8842959, 36 руб. соответственно. На основании части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и решения Совета сельского поселения "Ыб" от февраля 2014 года N 15/02-04-81 данным земельным участкам собственником установлено разрешенное использование - одноквартирные дома с приквартирными участками.
20 мая 2016 года эти же изменения произведены в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, кадастровая стоимость земельных участков определена в размере 8874719, 1 руб. и 8894200, 59 руб. соответственно. В предусмотренном порядке по решению Совета сельского поселения "Ыб" от 06 февраля 2014 года N 15/02-04-81 данным земельным участкам собственником установлено разрешенное использование - одноквартирные дома с приквартирными участками.
Согласно налоговому уведомлению N 389415 от 14 декабря 2018 года, направленному в адрес административного истца, размер земельного налога за 2017 год в отношении принадлежащих Борисову О.И. земельных участков составил 252064 руб. со сроком уплаты не позднее 21 февраля 2019 года. Расчёт земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N произведён с применением налоговой ставки 1, 20 (3/12), 0, 60 (9/12) и повышающего коэффициента 4. К остальным земельным участкам применена налоговая ставка 0, 3 (12/12) без применения повышающего коэффициента.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с выводами районного суда о том, что принадлежащие Борисову земельные участки являются участками для строительства индивидуальных жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных названной статьёй.
Положениями статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков: отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищных фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктур: жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1, 5 процента - в отношении прочих земельны участков.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами и подлежит уплате на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 3 - статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 15 названной статьи в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность физическим и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учётом коэффициента 2 в течение трёхлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трёхлетнего срока строительства сумма налога уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учётом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежи зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учётом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трёхлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Пунктом 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации урегулирован порядок исчисления сумм налога (авансовых платежей) в отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность физических лиц для индивидуального жилищного строительства, который предусматривает, что исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учётом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Решая вопрос об обоснованности требований административного иска, суд при проверке расчёта выставленного к уплате земельного налога за 2017 год и обоснованности применения при его исчислении в отношении спорных земельных участков положений пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в соответствии с документами территориального планирования земельные участки с кадастровыми номерами N, отнесены к зоне Ж-1 как зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, в которой одним из видов разрешённого использования земельных участков является строительство одноквартирных жилых домов с приквартирными участками, площадь которых до внесения соответствующих изменений предельным размером не была ограничена, на основании чего пришёл к выводу о необходимости применения при исчислении земельного налога правил пункта 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не соглашаясь с этими выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми правильно исходила из следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, при этом правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Зонирование территории в пределах населённого пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утверждёнными органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов (часть 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 03 августа 2018 года).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом сельского поселения (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2-3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
06 февраля 2014 года решением Совета СП "Ыб" N 15/02-04-91 утверждён Генеральный план сельского поселения с разработкой Правил землепользования и застройки территории муниципального образования сельского поселения "Ыб".
15 декабря 2015 года постановлением администрации СП "Ыб" N 12/138 утверждён Перечень земельных участков в д. Каргорт и д. Березник, в новые границы д. Каргорт попали земельные участки Борисова О.И..
Согласно Генеральному плану сельского поселения "Ыб" спорные земельные участки расположены в зоне малоэтажной жилой застройки усадебного типа, вошли в состав населённого пункта 15 декабря 2015 года.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования сельского поселения "Ыб" зона малоэтажной жилой застройки усадебного типа (Ж-1) предназначена для застройки одноквартирными жилыми домами и коттеджами, также допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
К основным видам разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, в частности, отнесены: одноквартирные жилые дома с приквартирными участками.
Правила землепользования и застройки территории муниципального образования сельского поселения "Ыб" разграничивают виды использования земельных участков "одноквартирные жилые дома с приквартирными участками" и "индивидуальное жилищное строительство", они являются самостоятельными.
При этом с 28 декабря 2016 года основной вид разрешённого использования земельного участка "индивидуальное жилищное строительство" исключён из зоны малоэтажной жилой застройки усадебного типа Ж-1.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что, на участке с видом разрешённого использования "индивидуальное жилищное строительство" возможно строительство лишь одного жилого дома, в то время как участки с видом разрешённого использования "одноквартирные жилые дома с приквартирными участками", а так же площади спорных земельных участков свыше 5 гектаров каждый, позволяют построить несколько одноквартирных жилых домов с приквартирными участками.
Отсутствие максимального размера участка для осуществления в указанной территориальной зоне разрешённого строительства вопреки выводам суда первой инстанции, не свидетельствует о возможности отнесения спорных земельных участков с учётом их площади, разрешенного использования, к участкам для индивидуального жилищного строительства.
Установленные законом основания для отмены обжалованного судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Борисова Олега Ивановича к Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми о признании незаконными и недействующими уведомления N 389415 от 14 декабря 2018 года о расчёте земельного налога, требований N 6699 по состоянию на 25 февраля 2019 года и N6727 по состоянию на 27 февраля 2019 года об уплате налога, пени, а также решения Управления ФНС России по Республике Коми N 35 об отказе в удовлетворении жалобы оставить без изменения, кассационную жалобу Борисова Олега Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.