Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А. М, Широковой Е. А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Невского района Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 октября 2019 года по административному исковому заявлению Мамойкиной Ирины Владимировны к администрации Невского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения
По первой инстанции решение вынесено Невским районным судом Санкт-Петербурга 07 февраля 2019 года по делу номер 2а-1803/2019, Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Мамойкиной И.В, ее представителя - адвоката Щербаковой Я.А, возражавших против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамойкина И.В. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к администрации Невского района Санкт- Петербурга (далее - администрация района), в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии администрации Невского района N ОБ-1330-4/18-0-1 от 03.09.2018 об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В порядке защиты нарушенного права просила обязать администрацию района поставить Мамойкину И.В. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий".
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что обратилась в администрацию района с заявлением о постановке ее и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", как многодетной семьи. Решением жилищной комиссии администрации от 03.09.2018 заявление Мамойкиной И.В. оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает установленный в Санкт-Петербурге норматив для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Мамойкина И.В, оспаривая указанный отказ администрации района, ссылается на то, что она обращалась к административному ответчику не по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, а как многодетная семья и учетная норма должна применяться исходя из Закона Санкт- Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" в размере 10 кв.м, но даже при рассмотрении вопроса по общим основаниям, превышение учетной нормы незначительное.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 07.02.2019 Мамойкиной И.В. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 октября 2019 года решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2019 года отменено. Административный иск Мамойкиной Ирины Владимировны удовлетворен частично.
Решение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 03.09.2018 N ОБ-1330-4/18-0-1 признано незаконным. На администрацию Невского района Санкт-Петербурга возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мамойкиной Ирины Владимировны от 20.08.2018 N1330-4
На апелляционное определение администрация Невского района Санкт-Петербурга подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции. Ссылается на нарушение судебной коллегией по административным делам Санкт-Петербургского городского суда норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как следует из материалов дела Мамойкина И.В. 21.08.2018 обратилась в администрацию района с заявлением о признании ее семьи, состоящей из пяти человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий" (л.д. 24-28).
Письмом от 03.09.2018 по результатам рассмотрения указанного заявления Мамойкиной И.В. отказано в принятии ее и членов ее семьи (дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р, сын ДД.ММ.ГГГГ дочь ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пп. 1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ по тем основаниям, что заявителем не представлены документы, содержащие сведения о месте жительства за пятилетний период, предшествующий обращению с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности: справка о регистрации по месту жительства (архивная форма 9) с указанием жилой общей площади и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают основания владения и пользования жилым помещением по предыдущему месту жительства; не представлены сведения о доходах за 12 месяцев, предшествующих обращению; не представлены сведения о семейном положении заявителя и семейном положении дочери, 2000 г.р.; обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает установленный в Санкт-Петербурге норматив для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 16-17).
Согласно представленному в материалы дела свидетельству N 30 от 22.01.2018, выданному администрацией Невского района Санкт-Петербурга, семья Мамойкиной И.В. является многодетной, в ее состав входят дети: "данные изъяты" А.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, "данные изъяты" Д.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р, "данные изъяты" Д.В, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 15).
Из справки на жилищную комиссию от 28.08.2018 следует, что Мамойкина И.В. зарегистрирована в "адрес" с 31.10.2014, также в указанном жилом помещении зарегистрированы трое детей и мать Мамойкиной И.В. - "данные изъяты" Р.П, обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 человека составляет 9, 12 кв.м, без учета матери - 11, 39 кв.м (л.д. 29).
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями п.п. 4, 5 ст. 50, ст. 53 ЖК РФ, п.п. 1, 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", пришел к выводу о том, что принятое административным ответчиком решение об отказе в постановке Мамойкиной И.В. и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях нельзя признать незаконным, в связи с чем отказал Мамойкиной И.В. в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы административного истца о том, что в своем заявлении она просила поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 409-61, судом первой инстанции во внимание не приняты, по причине того, что из содержания представленного заявления от 20.08.2018, по результатам рассмотрения которого принято обжалуемое решение, следует, что Мамойкина И.В. просила принять ее и членов ее семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и поставить на учет семью из четырех человек.
Отменяя это решение, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального права.
Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга.
Жилищный учет граждан согласно части 3 статьи 9 Закона Санкт- Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
В соответствии с пп. 3 ч. 1 ст. 3 указанного Закона граждане Российской Федерации, проживающие в Санкт-Петербурге на законном основании в общей сложности не менее десяти лет, обратившиеся с заявлением об оказании содействия в улучшении жилищных условий в уполномоченный орган, признаются нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий в случае, если они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга.
В силу ст. 7 Закона от 28.07.2004 N 409-61 учетный норматив жилищной обеспеченности устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего.
Так, из содержания поступившего 21.08.2018 в адрес администрации Невского района Санкт-Петербурга заявления Мамойкиной И.В. о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с постановкой на соответствующий учет, следует, что Мамойкина И.В. просила при рассмотрении вопроса о признании ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий рассмотреть ее заявление с учетом положений ст.ст. 3, 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409- 61 (в ред. от 15.11.2017) "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
дминистрация района при принятии 03.09.2018 решения об отказе в принятии семьи Мамойкиной И.В. на жилищный учет на основании пп. 1, 2
ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, руководствовался не положениями ст. 3 Закона Санкт- Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", который направлен на урегулирование отношений, связанных с оказанием содействия Санкт- Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, а пунктом 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", которым определены условия и основания принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом названный Закон регулирует отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге.
С учетом изложенного, отказ администрации Невского района Санкт- Петербурга от 03.09.2018 в признании административного истца и членов его семьи нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий правильно признан незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях устранения нарушенных прав административного истца администрация Невского района Санкт-Петербурга обязана судом апелдляционной инстанции повторно рассмотреть заявление административного истца от 20.08.2018 N 1330-4 и определить жилищную обеспеченность Мамойкиной И.В. и членов ее семьи в соответствии положениями Закона Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда обоснованно отвергла доводы административного ответчика, согласно которым заявление Мамойкиной И.В. не соответствует по форме Закону Санкт-Петербурга "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Заявление поступившее 21.08.2018 в адрес администрации Невского района Санкт-Петербурга является повторным и развернутым, ввиду отказа административного ответчика в рассмотрении ранее поступившего заявления. Таким образом, у администрации Невского района Санкт-Петербурга имеется документ, подтверждающий факт обращения Мамойконой И.В. по поводу постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обоснование ее требований. По ним следует принять решение, соответствующее закону.
Оснований для апелляционного определения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 октября 2019 года по административному исковому заявлению Мамойкиной Ирины Владимировны к администрации Невского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Невского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.