Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 13 апреля 2020 г.) жалобу Главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан Гашимова З.Х. на вступившие в законную силу постановление Государственного инспектора труда в Республике Дагестан от 11 июня 2019 г. N-ЭЭЭ, решение судьи городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 30 июля 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 1 октября 2019 г., вынесенные в отношении должностного лица Главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного инспектора труда в Республике Дагестан от 11 июня 2019 г. N-ЭЭЭ (далее также постановление должностного лица от 11 июня 2019 г. N-ЭЭЭ), оставленным без изменения решением судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 30 июля 2019 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 1 октября 2019 г, должностное лицо Глава администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан Гашимов З.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Глава администрации Гашимов З.Х. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность, в частности, приведя доводы о проведении проверки, по результатам которой он привлечен к административной ответственности, в отсутствии уполномоченного на участие в ней защитника администрации городского округа "город Дагестанские Огни", поскольку доказательства о наличии полномочий у лица, принимавшей участие при ее проведении, в материалах дела отсутствуют, а также о допущенных процессуальных нарушениях по делу при составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствии при отсутствии надлежащих сведений о его извещении о времени и месте его составления, поскольку извещение направлялось ему не по месту проживания, а по месту работы.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В частях 1 и 2 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Согласно пункту 2.3.1 названного Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Основанием для привлечения Главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило допущение им нарушение требований статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29, выразившееся в допуске членов комиссии по охране труда администрации городского округа "город Дагестанские Огни", созданной 11 марта 2016 г. постановлением главы городского округа "город Дагестанские Огни" N 166 к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда.
Фактические обстоятельства совершения Гашимовым З.Х, как должностным лицом, административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Глава администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан не выполнил требования действующего законодательства, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности.
Действия Главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан Гашимова З.Х. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совершение Главой администрации городского округа "город Дагестанские Огни" подтверждается актом проверки от 07.05.2019 N-ЭЭЭ, составленного Государственным инспектором труда в помещении Государственной инспекции Труда в Республике Дагестан в присутствии сотрудника администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Главного специалиста по кадрам Курбановой О.Ю, сведения о которой содержатся в акте (л.д. 30-33).
Вопреки позиции Гашимова З.Х. об отсутствии доказательств полномочий у указанного лица на участие при проведении проверки, наделение ее такими полномочиями подтверждается самим фактом участия, путем направления надлежащим образом заблаговременно извещенной о времени и месте ее проведения администрацией городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан, в отношении которой проводилась проверка. Распоряжение Руководителя государственной инспекции труда Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан о проведении документарной проверки в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" от 18.04.2019 в период с 6 мая 2019 г. по 7 мая 2019 г. получено администрацией 19.04.2019 (л.д. 41-44, 39-40).
Довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении является необоснованным.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из материалов дела, извещение о месте и времени составления протоколов об административном правонарушении 14 мая 2019 г. было направлено должностному лицу Гашимову З.Х, как Главе администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан по месту нахождения администрации и получено адресатом 08.05.2019 (л.д.37-38, 29).
Указанное извещение является надлежащим.
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении составлен 14 мая 2019 г. в отсутствие Гашимова З.Х. с соблюдением требований приведенной нормы (л.д. 23-26).
Копия протокола об административном правонарушении в адрес Гашимова З.Х. и определение о времени и месте рассмотрения дела направлены последнему 15 и 30 мая 2019 г, соответственно, получены адресатом 15 мая и 4 июня 2019 г, соответственно (л.д. 22, 18).
Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту не нарушено, в ходе производства по делу реализовано.
По настоящему делу постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, уполномоченным в силу статей 23.12, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, несогласие с которыми не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Гашимову З.Х. в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Государственного инспектора труда в Республике Дагестан от 11 июня 2019 г. N-ЭЭЭ, решение судьи городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 30 июля 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 1 октября 2019 г, вынесенные в отношении должностного лица Главы городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Главы администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Гашимова З.Х. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.