Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 13 апреля 2020 г.) жалобу Главы городского округа "город Дагестанские Огни" Республики дагестан Гашимова З.Х., поданную в интересах администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан, на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя государственной инспекции труда в Республике Дагестан от 22 августа 2019 г. N 09/А-ЭЭЭ-2019/ю/пост, решение судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 14 октября 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 29 ноября 2019 г., вынесенные в отношении юридического лица администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя государственной инспекции труда в Республике Дагестан от 22 августа 2019 г. N/ Nю/пост (далее также постановление должностного лица от 22 августа 2019 г. N/ю/пост), оставленным без изменения решением судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 14 октября 2019 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 29 ноября 2019 г, администрация городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Глава администрации Гашимов З.Х. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики дагестан по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность, в частности, приведя доводы о повторности привлечения к административной ответственности, отсутствии в протоколе об административном правонарушении указания о времени и месте совершения административного правонарушения, проведение проверки, по результатам которой администрация привлечена к административной ответственности, в отсутствии ее защитника, поскольку доказательства о наличии полномочий у лица, принимавшей участие при ее проведении, в материалах дела отсутствуют.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В силу части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
В частях 1 и 2 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данного Порядка работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.
Согласно пункту 2.3.1 названного Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
Основанием для привлечения администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение администрацией требований статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29, выразившееся в не прохождении обучения и проверки знаний требований охраны труда в установленном законом порядке членами комиссии по охране труда администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан, созданной 11 марта 2016 г. постановлением главы городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан N 166.
Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности.
Представленный администрацией городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан договор N 1-18 от 22.05.2019 с дополнительным центром профессионального образования "Центра охраны труда" на оказание услуг обучения по вопросах охраны труда сотрудников, входящих в состав комиссии по охране труда администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан доказательством о принятии надлежащих мер и наличия факта прохождения обучения не является, поскольку доказательств его исполнения, равно как доказательств прохождения обучения требований охраны труда в установленном законом порядке членами комиссии, не представлено.
Действия администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии доказательств наличия события административного правонарушения о недоказанности факта его совершения администрацией городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно признаны несостоятельными и не ставят под сомнение наличие в деянии администрации объективной стороны состава вмененного административного правонарушения, а также законность и обоснованность обжалуемых актов.
Так, совершение администрацией городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ N-ЭЭЭ, составленным Государственным инспектором труда в помещении Государственной инспекции Труда в Республике Дагестан в присутствии сотрудника администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Главного специалиста по кадрам Курбановой О.Ю, сведения о которой содержатся в акте (л.д. 36-42).
Вопреки позиции администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан об отсутствии доказательств полномочий у указанного лица на участие при проведении проверки, наделение ее такими полномочиями подтверждается самим фактом участия, путем направления надлежащим образом заблаговременно извещенной о времени и месте ее проведения администрацией. Распоряжение Руководителя государственной инспекции труда Главного государственного инспектора труда в Республике Дагестан о проведении документарной проверки в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан от 18.04.2019 в период с 6 мая 2019 г. по 7 мая 2019 г. получено администрацией 19.04.2019 (л.д.12-13, 14-17).
Довод жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении является необоснованным.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Такие сведения в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N/ю/п, составленного в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан содержатся (л.д. 50- 53).
Довод жалобы о повторности привлечения администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан к административной ответственности, поскольку ранее за данное правонарушение юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований статей 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29, постановлением Государственной инспекцией труда в Республике Дагестан от 11 июня 2019 г. N/ю/пост, которое было отменено решением судьи городского суда г. Дагестанские Огни (л.д.62-66, 110-113), судом отклоняется как необоснованный.
Указанным решением постановление должностного лица было отменено по основанию нарушения процессуальной процедуры привлечения администрации к административной ответственности, поскольку ранее протокол об административном правонарушении в отношении администрации городского округа "город Дагестанские Огни" составлен неуполномоченным должностным лицом.
По настоящему делу протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, уполномоченным в силу статей 23.12, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, а также нарушений прав привлекаемого юридического лица при их составлении допущено не было.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств и доказательств, несогласие с которыми не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя руководителя государственной инспекции труда в Республике Дагестан от 22 августа 2019 г. N/ю/пост, решение судьи городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 14 октября 2019 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 29 ноября 2019 г, вынесенные в отношении юридического лица администрации городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Главы городского округа "город Дагестанские Огни" Республики Дагестан Гашимова З.Х. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.