Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логачева Л.А. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки о признании незаконным отказа о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, обязании выдать удостоверение
по кассационной жалобе Логачева Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 января 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04 сентября 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, выслушав возражения представителя Управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки-Конева А.В, действующего на основании доверенности от 04 марта 2020 года, судебная коллегия
установила:
Логачев Л.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки о признании незаконным отказа о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, обязании выдать удостоверение.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополья Ставропольского края от 22 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04 сентября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Логачев Л.А. ставит вопрос об отмене решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 января 2019 года и апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04 сентября 2019 года, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные постановления по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 года N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (пункт 3 указанных Правил).
Перечень населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) определен Правительством Российской Федерации на основании указанной Методики и дальнейших (с целью уточнения полученных населением доз облучения) расчетов, выполненных специалистами Барнаульского государственного учреждения "НИИ Региональных медико-экономических проблем" в 1997 - 1998 годах по заказу МЧС России, действовавшего по поручениям Президента Российской Федерации (от 4 апреля 1997 года N 469) и Правительства Российской Федерации (от 9 апреля 1997 года N ВЧ-П9-10884) в рамках научного договора по теме "Разработка перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период 1950 - 1963 годах, в дозах свыше 5 сантизиверт".
Из приведенных выше нормативных актов, для приобретения права на меры социальной поддержки, установленных для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо не просто проживание в населенном пункте, включенном в соответствующий перечень, а получение лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) в период его проживания в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При этом включение того или иного населенного пункта в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, само по себе не является безусловным свидетельством получения конкретным лицом, не проживавшем в соответствующем населенном пункте на момент проведения ядерных испытаний, суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 45 сЗв (бэр), так как уровень радиационного воздействия в результате радиоактивных выпадений с течением времени объективно изменялся, в связи с чем факт того, что лица, прибывшие в соответствующий населенный пункт после проведения ядерных испытаний, получили суммарную дозу облучения более 5 сЗв, подлежит установлению с учетом результатов специальных научных исследований, послуживших основанием для официального определения доз облучения жителей населенных пунктов, пострадавших от ядерных испытаний, проведенных на Семипалатинском полигоне.
Согласно пункту 3 Порядка отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне при обращении с документами о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами радиационного воздействия для решения вопроса о получении удостоверения граждане должны представить документ о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения на основании расчетов доз облучения граждан в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Таким образом, возникновение права у граждан на меры социальной поддержки закон связывает с двумя условиями: 1) проживанием в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Перечни населенных пунктов, население которых подверглось радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, уже дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.Город Курчатов Семипалатинской области значится в указанном перечне.
Судебными инстанциями установлено, что Логачев Л.А. на момент взрыва 7 августа 1962 года в данном населенном пункте не проживал.
Согласно заключению от 16 ноября 2012 года, сделанному Барнаульским краевым государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", ФИО13. при проживании в г. Курчатов Семипалатинской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне менее 5 сЗв (бэр).
Указанное заключение выдано с учетом периода его проживания в г. Курчатов Семипалатинской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Второй период его проживания в данном населенном пункте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при расчетах не использовался, как не входящий во временной интервал, установленный Законом.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции пришли к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебные инстанции правомерно не приняли во внимание, выданную Государственным предприятием "Востокредмет" ДД.ММ.ГГГГ за N справку, в которой было указано, что Логачев Л.А. является непосредственным участником подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне.
Данная справка уточняющая характер работы, дана Логачеву Л.А. для назначения пенсии по Списку N 1 раздела 24, подраздела 13, позиции 12413000-1754б/, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом норм материального или процессуального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и свидетельствуют о несогласии с судебными постановлениями по существу содержащихся в них выводов.
Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений и нарушения принципа правовой определенности не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополья Ставропольского края от 22 января 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 04 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Логачева Л.А.- без удовлетворения
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.