Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Нурмухаметовой Р.Р, Камышовой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шабановой Н.М. к администрации муниципального образования города Михайловск Шпаковского района Ставропольского края о восстановлении статуса вынужденного переселенца, включении в список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем"
по кассационной жалобе Шабановой Нины Моисеевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шабанова Н.М. обратилась в суд с иском, с уточнением требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, к администрации муниципального образования города Михайловск Шпаковского района Ставропольского края о восстановлении статуса вынужденного переселенца, включении в список граждан-участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем".
Обращаясь в суд, Шабанова Н.М. указала, что с 1995 года она, как вынужденный переселенец, нуждающийся в улучшении жилищных условий, состояла на учете в УФМС России по Ставропольскому краю.
УФМС России по Ставропольскому краю в письме N от 27 мая 2015 годасообщило об исключении истицы из списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с непродлением по истечении 5 лет статуса вынужденного переселенца и оформлением утраты статуса вынужденного переселенца.
Копию решения о лишении статуса вынужденного переселенца истец Шабанова Н.М. не получала, в связи с чем была лишена возможности обжаловать данное решение и восстановить свои нарушенные права.
Истица утверждает, что она направляла в УФМСзаявления о продлении статуса, не знает по какой-то причине они не были получены адресатом.
Жилищные условия истца Шабановой Н.М. не изменились: она по-прежнему не имеет никакого жилья в собственности, никакой денежной компенсации за утраченное жилье и имущество не получала, с вязи с чем считает, что имеет право на продление срока действия статуса вынужденного переселенца. В связи с этим истица просила восстановить статус вынужденного переселенца, обязать администрацию г. Михайловска включить её в списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и с составом семьи 1 человек в список граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по Ставропольскому краю.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 июля 2019 года исковые требованияШабановой Н.М. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 октября 2019 года решение суда отменено и принято новое решение об отказе Шабановой Н.М. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе Шабановой Н.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 октября 2019 года, как незаконного.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции нарушений при принятии судом апелляционной инстанции по делу не усматривает.
Как усматривается из материалов дела, Шабанова Н.М. с 14 сентября 1995 года состояла на учете на улучшение жилищных условий как вынужденный переселенец. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлевался до 2004 года. Последующее заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в установленные законом сроки в Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю не поступало. В связи с чем с 14 сентября 2004 года Шабановой Н.М. оформлена утрата статуса вынужденного переселенца.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Шабановой Н.М, суд первой инстанции указал, что она узнала об утрате статуса вынужденного переселенца только в июне 2015 года и наличие у нее заболевания, следствием которого является расстройство памяти, являются уважительными причинами пропуска срока исковой давности обращения в суд с данным иском, а также что в целях восстановления утраченного статуса ею подавались административные иски, которые по процессуальным основаниям не были приняты к производству суда и пришел к выводу об уважительности причин пропуска срока обращения истицы с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, как основанными на неправильном применении норм материального права.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определены в законе Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно статье 3 Федерального закона от 20 декабря 1995 года N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", срок действия статуса лиц, признанных вынужденными переселенцами до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется со дня признания их вынужденными переселенцами.
Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, истечение срока предоставления статуса является безусловным основанием утраты данного статуса (пункт 4 статьи 5, подпункт 2 пункта 2 статьи 9).
При этом срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно оснований, перечисленных в пункте 5 статьи 5 Закона Российской Федерации 19 февраля 1993 года N 4530-1.
Отсутствие на момент принятия оспариваемого отказа у истицы жилого помещения на каком-либо праве с учетом положений статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах основанием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца не является.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований Шабановой Н.М, суд апелляционной инстанции, исходя из вышеприведенных законоположений, указал, что статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока. Продление срока действия статуса вынужденного переселенца носит заявительный характер и требует в обязательном порядке подачи лицом заявления о продлении статуса вынужденного переселенца. При этом действующим законодательством восстановление статуса вынужденного переселенца не предусмотрено.
Выводы суда апелляционной инстанции не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о неоднократном обращении с 2016 года в различные судебные инстанции, о неполучении от государства каких-либо компенсационных выплат за утраченное жилье в виде сертификата или ордера на квартиру отклоняются, поскольку возможность восстановления статуса вынужденного переселенца законом не предусмотрена.
Доводы кассационной жалобы основаны на переоценке доказательств и установленных судом обстоятельств, тогда как в силу положений статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шабановой Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.